Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Библиотека по славянской проблеме


Славянский Ведический Портал

Появился новый и, пока еще загадочный ресурс. заявлен он как Славянский Ведический Портал. С одной стороны он пропагандирует Ведизм — Веру Староверов Инглигов,  а с другой стороны на портале есть интересные рубрики по глобализму и проблемам выживальщиков и прочие славянские темы. Нужно понять куда поведут своих читателей создатели Славянского Ведического портала дабы можно было дать […]

Алтайские бальзамы

Давеча бороздили мы с супругой просторы Интернета в поисках натуральных товаров с Алтая. Мы в этом году были там, нам очень понравилась их культура и быт. И мы особенно были поражены количеством различных натуральных продуктов с Алтая. Мы естественно закупились там бальзамами и чаями. Но вот уже и зима и запасы подошли к концу. Вот […]

Восточно-славянские орнаменты

В вышивке России, Украины и Белорусии наиболее известный период развития вышивки начинается с конца XVIII века. В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок. Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место […]

ЯРГА — солярный символ русов

П.И.Кутенков, А.Г.Резункова Материалы собраны П.И.Кутенковым, обработка и дополнения — А.Г.Резункова Эта статья — рабочие фрагменты из будущей книги. Речь пойдёт о символе — кресте с загнутыми концами, бытовавшем у наших предков с зари исторического развития человечества. Самые ранние археологические находки на территории Малороссии датируют XVIII-XIII тысячелетием до нашей эры /Бибикова, 1965; Шовкопляс, 1965/. Его часто […]

Пропп В. Морфология «волшебной» сказки

II. Метод и Материал Я был совершенно убежден, что общий, основанный на трансформациях тип проходит через все органические существа, и что его хорошо можно наблюдать во всех частях на некотором среднем разрезе. Гете. Прежде всего постараемся сформулировать нашу задачу. Как уже упомянуто в предисловии, работа посвящена волшебным сказкам. Существование волшебных сказок как особого разряда допускается, […]

Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. Философские идеи в духовном наследии Древней Руси

озникновению русского [2] национального самосознания предшествовал длительный процесс развития славянских племен и народностей. Первые идеи, объясняющие происхождение всего сущего, были связаны с мифологией космоса. Культ божеств-светил заметен в русском фольклоре, особенно в годовом праздничном календаре. Однако астральный культ в русском язычестве имел подчиненный характер, что очевидно, являлось следствием недостаточного развития русской мифологии вообще. Русское язычество […]

Абаев В.И. Культ «семи богов» у скифов

Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота (IV, 59): «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругою Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а […]

Древнерусская славянская мифология.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности. В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы […]

Религия древних славян

Религия древних славян. Мы, современные люди, привыкли смотреть на мир через призму науки: трезво и рационально. Даже самые поразительные проявления стихии, такие, как землятресения, наводнения, извержения вулканов, солнечные и лунные затмения, не вызывают в нас того ужаса перед не тем неведомым, что некогда владел нашими предками. Ибо мы знаем, что за явлениями природы стоит не […]

«Были и небылицы Древней Руси» Л.Н.Рыжков

Начнем с главного — с неприемлемости для русской истории и для уважительного отношения к древней русской культуре положения Д.С.Лихачева о 988 годе как изначальной дате для всей русской и восточнославянской культуры: «Сама по себе культура не имеет начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы […]

«Вольный бой по школе Златояра. Современный взгляд на отечественную состязательную традицию» А.А.Юзиков

Русская состязательная традиция является составной частью культуры народа и шире — европейской культуры, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, и породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами. Не повезло и русским боевым игрищам. Традиционно, говоря […]

Героика древней Руси — Ю.К.Бегунов

К этой книге рассказывается о многовековой героической борьбе за свободу и независимость, о воинских подвигах наших далеких предков — от начала Русской земли до конца XV века, завершившегося освобождением страны от почти 250-летнего татаро-монгольского ига и созданием Русского централизованного государства. Рассказ ведут авторы древнерусских литературных произведений: летописей, легендарных сказаний, дружинных преданий, воинских повестей, лирическо-эпических поэм, […]

Александр Жилко «Традиционные народные игры, обряды и современная инициатическая практика в воспитании детей и подростков»

Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такие заведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путем — через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже) станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у подростка традиционной […]

Волкова Ирина «Купальница или Купало? «

Добрый день, уважаемый читатель. Вот прошел праздник Купалы. И многие язычники, общинные и внеобщинные участвовали в нем. И уже после праздника я опросила разных людей, задавая такие вопросы: «Купало, это он или она? Купало, это Бог или Богиня? Как верно говорить, Купало пришел или Купала пришла? Следует использовать женский или мужской род?» Слово Иван к […]

Дрягослав Берестов «Начало русской дипломатии»

В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь. Вокруг стержня важного торгового пути «из варяг в греки» объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города Новгород и Киев. С самого начала своего существования Русь имела обширные внешнеполитические связи с соседними народами. Княжеская […]

Николай Яременко «Масленица на Руси»

Изначально Масленица — это буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская Церковь боролась с этим праздником, но не так смогла его победить, добившись только лишь выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой. Масленица на Руси была разновидностью того самого карнавала, о котором мы так […]

Наговицын А.Е. Красная Шапочка — мифологическая реконструкция сказки

Реконструкция древнейших индоевропейских мифов иногда становится непосильной задачей, если не использовать сохранившийся фольклорный материал, который в то же время приходится анализировать с точки зрения наиболее устойчивой символики и традиции. В этом плане крайне интересны некоторые общеиндоевропейские сказки, такие, например, как сказка о Красной шапочке. Данная сказка имеет несколько труднообъяснимых элементов, а если учесть, что в […]

Культ Перуна у южных славян

1. Вопрос о Перуне в славянской мифологии. Ход славянской мифологии очень интересен: чем легче обогащалась ее область, тем скорее и суживались границы этой области, пока наконец от нее не осталось чуть ли не несколько невыясненных имен. В 18-м и в начале 19-го века, с открытием группы памятников западно-славянской старины, с опубликованием многих литературных произведений древне-русской […]

И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ. (С-Петербургъ. Издание А.С.Суворина. 1835 г.) : М?сяцъ iюнь. 23. Купальницы. — Обряды. 24. Ивановъ день. — Купало. — Обряды. А вот теперь сделаем выводы. Судя по данным текстам Сахарова, которые вы, надеюсь, прочли, 23-24 числа празднуют Купальницу и Купало, последний при этом, совершенно очевидно, считается Богом плодов земных. А […]

Дрягослав Берестов. Капища древних славян.

Многообразные языческие верования и традиции славян являются фундаментом, на котором возникла русская народная культура. Пережив века, они сохранились в глубинных слоях фольклора, повлияли на развитие народного менталитета. Интерес к данному вопросу не ослабевал у многих поколений историков, этнографов, фольклористов, археологов. Особую актуальность вопрос о славянском язычестве приобрел в последнее, переломное в судьбе России время. Разнообразие […]

И.Н. Данилевский. Древнерусское вече.

Вече — один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства». Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках, то исследователи расходятся по целому ряду принципиальных вопросов: Когда возникло вече как политический институт? Каков был социальный состав участников вечевого […]

И.Н. Данилевский. Древнерусский город.

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город — «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации. «В городах, — пишет В.П.Даркевич, — исчезает поглощенность личности родом, ее […]

Василий Бычков. Отрывок из книги «Музыкальные инструменты». Василий Бычков.

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все […]

Слово об одежде Славянской. Алексей Потапов

Рубаха — суть наидревнейшая славянская одежда, и в русском народном костюме — наипервейшая его часть, основа; все остальные детали лишь дополняют образ. Рубаха сопровождает человека на протяжении всей его жизни — от младенчества до глубокой старости, согревает, украшает, оберегает. В рубаху принимает младенца бабка — повитуха. В чистой белой рубахе, уходит человек по Калиновому Мосту […]

Славянская мифология — В.В.Иванов, В.H.Топоров

Славянская мифология, совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация […]

Антон Платов. Славянские руны

Hа настоящий момент много yже сказано о pодстве геpманских и славянских языков. По сyти, те и дpyгие пpедставляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со вpеменем почти до неyзнаваемости. Однако, этот дpевний язык все-таки пpосвечивает сквозь позднейшие тpансфоpмации и наслоения. Интеpесно, что славяне, в определенной степени, сохpанили этот дpевний язык в гоpаздо более чистом виде. […]

Язычество — новая компьютерная религия. Андрей Кокоуров

Язычество — новая компьютерная религия Несмотря на некоторую несерьезность данной статьи, следует помнить, что, «в каждой шутке есть доля правды». Эта статья публикуется как «информация к размышлению». Возможно, «что-то в этом есть» ? Есть мнение, что человеку необходимо во что-то верить. В последнее время становится модным верить в себя — никакого затуманивания мозгов, деформации личности. […]

МЕДВЕДЬ С ЗОЛОТОЙ СЕКИРОЙ

МЕДВЕДЬ С ЗОЛОТОЙ СЕКИРОЙ «Наша вольница бьет поклоны лбом Догмы рабские вбиты молотом, Крылья дерзкие срезаны серпом, Горло стянуто тесным воротом…» Д. Ревякин Медведь — тотем многих славянских племен, воплощение сильного Духа народа, расы Этого медведя заставляют стоять в грязи на коленях, заставляют плясать под дудку и пугалом водят по мировой ярмарке уже тысячу лет. […]

Андрей Сергеевич Кайсаров СЛАВЯНСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Андрей Сергеевич Кайсаров СЛАВЯНСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Москва, 1810 ВСТУПЛЕНИЕ Изустные предания, конечно, составляют драгоценный источник, но сами по себе они не могут никогда удовольствовать историка в полной мере. Сей требует еще, кроме всего того, неизменных памятников, избегших от опустошения времени. В учении о богах могут служить такими памятниками: сочинения, изображения идолов, священные в древности […]

Отрывок из первой главы книги Б.О.Унбегауна «Русские фамилии» с комментариями А.А.Архипова

В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой так называемые двухосновные, […]

Варяги: последние пассионарии севера В.Н. Демин

Варяги: последние пассионарии севера В.Н. Демин «Варяжский вопрос» — центральное ядро бесславной «норманской теории», которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к беспросветному тупику. Выход в таких случаях предельно прост — по аналогии с гордиевым узлом: развязать его нельзя, зато […]

Сколько лет русской земле? В.Н. Демин

Сколько лет русской земле? В.Н. Демин Программное полотно Ильи Глазунова «Вечная Россия», посмотреть которое когда-то стекались толпы москвичей и приезжих, первоначально называлось «Сто веков». Срок отсчитан от предполагаемого исхода древних ариев со своей Прародины, что послужило началом распада первичной этнолингвистической общности и появления самостоятельных народов и языков (раньше язык был общим). Символом былой Прародины — […]

Валерий Демин. Гиперборея-98

Валерий Демин. Гиперборея-98Валерий Демин. Гиперборея-98 ГИПЕРБОРЕЯ-98 Нынешним летом в центральной части Кольского полуострова, традиционно именуемой Русской Лапландией, состоялась комплексная научно-поисковая экспедиция «Гипрборея-98». На добровольной основе и условиях полного самообеспечения в ней приняло участие несколько десятков человек всех возрастов из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Североморска, Мончегорска, Оленегорска, Апатитов, Ловозера, Электростали Московской области и ряда других мест. […]

Восточные авторы о славянах и русах Х в.

Восточные авторы о славянах и русах Х в. Ибн Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 943-944 гг. Народ это могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства; не убегают ни один из них, пока не убьёт или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на […]

Восточные авторы о славянах и русах IX в.

Восточные авторы о славянах и русах IX в. Сведения о славянах (вятичах) из сочинения Ибн-Русте “Дорогие ценности”. “…и между страной печенегов и славян расстояние в десять дней пути, в самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит) (не расшифровано). Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. […]

ХИНДИ-РУСИ БХАЙ-БХАЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДНК ГЕНЕАЛОГИИ, или ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ СЛАВЯНЕ

Анатолий Клёсов ХИНДИ-РУСИ БХАЙ-БХАЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДНК ГЕНЕАЛОГИИ, или ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ СЛАВЯНЕ Введение. О славянах Так кто такие славяне, в конце концов? Откуда взялись? Нет ответа. Не дают современные науки ответа на этот вопрос. Не опускаются ниже 4-6 веков нашей эры, когда, по научным соображениям, славяне уже расселились между Балтийским и Черным морями. […]

АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

Наталья Гусева АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ Спросим себя: в какие глубины времен уходит наша история? «Наша» и в смысле определения всех народов, говорящих на языках индоевропейской семьи, и в смысле конкретного применения этого термина к славянам — самого крупного массива в среде этих народов. Мы живем сейчас в так называемом периоде голоцена, который начался после ухода […]

История датирования скифской археологической культуры

История датирования скифской археологической культуры А.М. Тюрин Оглавление 1. Введение 2. Рубежи и этапы датирования скифской археологической культуры 3. Первый этап датирования (с конца 19 века до 1958 года) 4. Второй этап датирования (1959-2000 годы) 5. Третий этап датирования (начался в 2001 году) 6. Одна из особенностей радиоуглеродного датирования скифской культуры 7. Надсистема процесса датирования […]

ВНЕШНОСТЬ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА КАК ЭТНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРИЗНАК

Голубиная книга.

Голубиная книга. из сборника П.В. Киреевского Восходила туча гремучия, Из той из тучи из гремучия Выпадала книга Голубиныя, Ни малая, ни вяликая; Далины книга сорока сажон, Поперечины двадцати сажон. К той Книги Голубиныя Собиралися, соезжалися Сорык царев сы царевичам, Сорык Князев сы князёвичам, Сорык бояр сы бояриным, Сорык папов сы паповичем, Сорык крестьян сы крестьяниным, […]