Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Волкова Ирина «Купальница или Купало? «

Добрый день, уважаемый читатель. Вот прошел праздник Купалы. И многие язычники, общинные и внеобщинные участвовали в нем. И уже после праздника я опросила разных людей, задавая такие вопросы: «Купало, это он или она? Купало, это Бог или Богиня? Как верно говорить, Купало пришел или Купала пришла? Следует использовать женский или мужской род?»

Слово Иван к названию праздника присоединили христиане, так как они в этот день празднуют Ивана Предтечи. Иван Купало — это мужского рода. Это понятно. Ивана Купало — это христианская переделка. Иван — это одно, а Купало — это другое. А потому вопрос остается. Про Купалу следует говорить в женском или мужском роде?

И я получила самые разнообразные ответы. Самый мудрый сказал: «Купало — это праздник, а потому про него говорят в мужском роде». Все остальные отвечали вразнобой. Одни говорили, что Купала — это она, что на Купалу чествуют Богиню Купальницу, что есть обрядовые песни, где молодая красивая девица-Купальница славится. Другие говорили, что Купало — это он, что славят Бога Купало. А кто же прав?

У меня было свое мнение по этому вопросу. Но я не стала его высказывать и не стала ни с кем спорить, но пришла к выводу, что этот вопрос следует прояснить соответствующей публикацией в интернете некоторых материалов известного старого этнографа, собирателя народных верований, преданий и обычаев, Сахарова Ивана Петровича. И ниже я привожу выдержки из его книги «СКАЗАНIЯ РУССКАГО НАРОДА. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ» 1835 года издания, где описываются два рядом стоящих дня, 23 и 24 июня по старому стилю, соответственно это 6 и 7 июля по нашему стилю. 23 числа чествуют Купальницу, а 24 числа чествуют Купало. То есть это две разные ипостаси, женская и мужская, одного праздника, идущего несколько дней.

Есть и еще одна причина публикации этого материала. На празднике, который проводился в этом году Кругом Языческой Традиции в Подмосковье, одна из приглашенных общин была сильно возмущена тем, что в обряде присутствовала кукла Марина, мол на Купале Марины не должно быть, мол Велемудр перемудрил.

Читайте сами, так сказать, из под пера маститого этнографа Сахарова Ивана Петровича, как наряжают на Купалу куклу Марину.

От себя скажу, что понимание праздника и обрядовых действий язычнику прежде всего следует искать в сердце своем, в душе своей. Это прежде всего. А уже во вторую очередь значение должны иметь точные детали реконструкции обряда в соответствии с традицией. Если для человека важнее последнее, то просто он не язычник, а всего лишь реконструктор язычества. Да и не самый лучший, если не владеет всей исторической информацией по праздничной культуре Славян. Наш-то Велемудр все же доктор наук, защитившийся именно по этой тематике, в отличие от тех, кто был недоволен и высказывал, скажем мягко, не вполне конструктивную критику.

В заключение добавлю, что обряд, он как погода, всегда найдется тот, кто не доволен.

Не будем на таких слишком много задерживать свое внимание в дальнейшем, а порадуемся Лету, Солнцу, Реке, теплой Земле-Матушке, жизни нашей на этой Земле, восславим Богов наших.

Слава Великим!

И почитаем записи известного этнографа и христианина Сахарова Ивана Петровича, много сделавшего при жизни своей своими трудами и работами для нас, язычников. Посмотрите, уважаемый читатель, его материал ранее, чем продолжите чтение моей статьи.

Вот ссылки:

И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

(С-Петербургъ. Издание А.С.Суворина. 1835 г.) :

М?сяцъ iюнь.

23. Купальницы. — Обряды.

24. Ивановъ день. — Купало. — Обряды.

А вот теперь сделаем выводы. Судя по данным текстам Сахарова, которые вы, надеюсь, прочли, 23-24 числа празднуют Купальницу и Купало, последний при этом, совершенно очевидно, считается Богом плодов земных. А первая, судя по легенде о вдове-Купальнице, исцеляет больных, убирает страдания, покровительствует больным, нищим, убогим, старым, бездетным. На празднике Купало используют женскую куклу, которую называют Купала или Марина, или используют дерево Марины. И именно на Купалу, обратите на это внимание, собирают траву под названием Иван-да-Марья и вениками с этой травой парятся для здоровья в бане. Кто не знает, это очень красивая трава, целыми полянами цветущая на Купалу. Верхняя часть этого цветка ярко фиолетовая, как чернильное пятно. Это Иван, объяснял мне отец. А чуть ниже цветок ярко желтый. Это Марья.

Приведу любопытный текст Купальской Белорусской песни (К.П.Кабашников «О современном состоянии календарной обрядовой поэзии в Белоруссии (по материалам экспедиций 1975-1978 гг.)») :

Сёння Купала, заутра Iван
Будзе лiха, хлопцы, вам.
Будзе лiха лiхое,
Пагонiце кошак у поле…

Здесь слово Сёння означает сегодня. Вот она та самая нужная информация, отвечающая на вопросы, заданные в начале моего рассказа. В первый день сначала празднуется она, — Купала, а с утра следующего дня празднуется он, — Купало.

А вот Круглов Ю.Г. («Русские обрядовые песни» 1989 г.) первой песней в раздел «Купальские песни» ставит такую:

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Читатель милый, позволь улыбнусь и пошучу. Согласись, что все же в этот праздник и он и она, — оба важны. И Бог и Богиня. И Купало и Купала-Купальница. И Иван и Марья-Марина. Ну а то, что сейчас за неимением жита у городских язычников, женщины на празднике завлекают своих мужчин не в жито, сути дела не меняет. Ядро, оно все равно в ведро, а колос в бревно.

C уважением и улыбкой, Крада.

———————————————————————————

Убедительная просьба ко всем,
посмотревшим данный материал
и имеющим свои аргументированные
возражения или дополнения по существу,
присылать их по нижеуказанному адресу.
С удовольствием приму чужое мнение, если я в чем-то не права.
Люди склонны ошибаться и заблуждаться, а истина порой неуловима.