Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Восточно-славянские орнаменты

В вышивке России, Украины и Белорусии наиболее известный период развития вышивки начинается с конца XVIII века. В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок.

Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции – не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям, крестному, священнику…

006_82

Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи.

Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер. К вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно – символ жизни, где сплетенные нити – это судьбы людей, а вышитый узор на полотне – призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.

В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить, где она была выполнена.

Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изоблие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи.

Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога – Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это – символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью – уточки. Отсюда и возник такой образ – уточка с конской головой.

uzor2

На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка – отмолвка: «Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала!» Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.

Изображение сказочной птицы – павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

vish1

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них – Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность – признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.

Ornam

Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге Язычество древних славян.

Источник