Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Терминологический словарь

Терминологический словарь

«…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города…»
Н. Гумилев

Алатырь — Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Алатырь — «всем камням камень», центр мироздания, так же — священная скала в Рипейских горах, так же — скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и «малым студеным камнем».
По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были высечены письмена с законами Сварога. Там, где упал Бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырьская гора. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги…
По одной из поздних версий, на Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь — так же алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний сам приносит в жертву себя и обращается в камень Алатырь… Это не только гора, либо камень — это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Алатырь связал миры — горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была так же Книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица — это тоже Алатырь.
В русских средневековых легендах и фольклоре Алатырь-камень, «всем камням отец». На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет»… В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась так же — Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Есть так же камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. Алатырь-горами именовались так же Алтайские горы. Такой обширный географический разброс объясняется тем, что люди, переселяясь на новые места, имели обыкновение именовать реки, горы, леса и местность — названиями со своей изначальной родины.

Аркона — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан», что означало «на конце». Здесь находился храмовый комплекс Световида, один из последних известных ведических пантеонов богов славян. В 1168 году его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.

Барма — читающий Веды.

Беловодье — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной Коровы Земун.

Березань — райская местность, одна из Рипейских гор, так же — название острова, подобного острову Буяну, либо — Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза «вниз ветвями и вверх кореньями».

Бус Белояр — князь Славян — антов 4 века. Воплощение Вышнего.

Буян — райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Зоря, и Перун.

Веды — «ведание», «знание»; священная книга древних Славян. Так же — книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана — Авеста.

Ведун (Ведунья) — колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.

Волхв — кудесник, волшебник, колдун, угадчик, прорицатель. Сверх магического дара и прорицаний, волхвы обладают также и навыками врачебного искусства. «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык, и с волей небесною дружен». Напрямую происходит от имени бога Волоса (Велеса).

Гора — Ховец (Ярилина гора) Гора могил, где гроб Ярилы, воскресающий весной, и Снегурочки, Воскресающей зимой. Гребенская гора в г.Гороховце (Владимирская область).

Дасунь — место, означающее некое «темное царство», населенное дасу — демонами или представителями неславянских племен (в древности люди недолюбливали «чужаков», пришедших издалека, из-за недостаточной информированности приписывая им демонические качества).

Ирий (Сварга) — небесное царство богов, славянский ведический рай, учрежденный Сварогом. Ирий расположен в Рипейских горах, над Белой Алатырьской горой, от которой течет Белая молочная река. На Белой горе в Ирии поднялся росток, который вырос в священный Вяз, связующий мир. К самому небу протянул Мировой Вяз ветви. На восточных веточках дерева свила гнездо птица Алконост, а на западных — птица Сирин, в корнях Вяза шевелится Черный Змей.
В Ирии множество зеленых лугов, на которых растут чудесные цветы; так же там растут священные деревья с плодами, обладающими разными волшебными свойствами. В «Сварге Небесной» Птица Матерь-Сва бьет крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся сияя светом… Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги; в небесном царстве живут так же и славянские Предки.

Китеж — город, согласно средневековой легенде исчезнувший в водах озера Светлояр. В эзотерической традиции — рай.

Крада — жертвенный алтарь, горящий требный жертвенник, костер. На нем сжигали мертвых и приношения умершему (многие славянские племена использовали кремацию, а не зарывание тел в землю). Нестор Летописец называл их «крады и требища идольские».
Существовало и божество, охранявшее жертвенный алтарь. Рыба под его ногами означает подземное царство; чаша с плодами — обильную земную жизнь; колесо — солярный знак — символизирует вечное обновление жизни на земле, зиждящейся на прочной нерушимой основе (оси). Этот жертвенник четырехугольный; а возле храма Световида, по описанию очевидцев, было множество треугольных жертвенников, где одновременно каждый мог принести требу Творцу — Солнцу и Небу; Матери-Земле; Предкам.

Кривда — олицетворение темных сил, противница ПРАВДЫ. Также: богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли.

Кривь — сила, противостоящая законам ПРАВИ; «дисгармония», расстраивающая «музыку вселенной»

Мидгард — название планеты, на которой живут люди. Этот термин используется в нордической традиции.

Навь — «Темная Сила», управляющая Миром, одновременно — загробный мир, «тот свет». Так же — философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы ИЗМЕНЕНИЯ, совокупность сил, изменяющих мир. Противостоит понятию ЯВЬ, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то, что Явно, то что уже есть).
Также, Навь (от славянского «navь», вид погребального обряда) в славянской мифологии — воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевропейское *naHu-), на которой плывут в царство мертвых.
Общеславянским является также пpедставление о «навьей косточке», котоpая считается пpичиной смеpти и сохpаняется в pазлагающемся тpyпе: стаpочешское «kost navna», чешское «navni kost», литовское «navi-kaulis», латышское «naves celins», «pоковой знак на лице pебенка», — свидетельства балтославянских истоков этого пpедставления).
Родственное Hави имя самостоятельного божества — Nya в списке польских богов y Я. Длyгоша (15 век), отождествляемый с римским Плyтоном. У дpyгих славянских наpодов к пpедставлениям о Hави восходят целые классы мифологических сyществ, связанных со смеpтью: yкpаинские навки, мавки, болгаpские нави — злые дyхи, двенадцать колдyний, котоpые сосyт кpовь y pодильниц. В «Повести вpеменных лет» эпидемия в Полоцке пpиписывается меpтвецам, скачyщим на невидимых конях по yлицам: «навье бьют полочаны».
У восточных Славян сyществовал особый Hавий день, день поминовения yмеpших, позднее пpиypоченный к последнемy четвеpгy великого поста (yкpаинское Hавский велик-день, Мавський велик-день, Меpтвецький велик-день). Соответствyющий день в балтийской тpадиции пpиходится на осень. [литература: Есkert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistik», 1972. Bd 17, H. 5.]

Пановы горы — горы на волге, на одном из их островов стоит Нижний Новгород.

Пекло — в славянской мифологии Ад, Преисподняя (от глагола «печь», «пеку»; равно означает и смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев).
В разное время (и по разным мифологическим версиям) Пеклом правили различные Змеи — Черный Змей, Скипер-Зверь, Индрик-Змей, Волх, Кощей. Славяне полагали Пекло под землею, куда надо спускаться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему пламя колодцу: в народных сказках герои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму.
Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару (самый глубокий уровень), Эребу (подземному Пекельному царству), и собственно Аиду — надземной местности перед входом в подземное царство (эта местность и есть темное царство).

Правда — олицетворение всех светлых сил, противница КРИВДЫ. Так же: богиня правды, честности, верности клятве. Дочь Суда и сестра Кривды.

Правь — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Вселенная.

Ра — по одной из мифологических версий, река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку («Вашу»), отделяющую Явь от небесного царства.

Рипейские горы — мифические горы, где находятся сады Ирия. Известны по греческим, скифским и индийским мифам

Сварга — Помимо того, что Сварга — синоним Ирия\Вырия (ведический рай); «Сварга» — это так же и Звездное Небо, именуемое Колесом Сварога. Сложно устройство этого Колеса: оно укреплено у Полярной звезды или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи — небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год.
Сварга это «Олимп» всех светлых Славянских Богов. Обустройства быта происходит по той же схеме что и в Явном мире.

Славь — светлая Навь. Загробное обиталище светлых душ между воплощениями.

Смородина — огненная река между светлым и темным царством. В Мире Яви (реальном воплощении), соответствует Дону и\или Кубани (греки называли ее Ахеронт).

Сурья (Сурица) — 1) напиток («мед питый»). Приготавливается из забродившего меда с использованием хмеля, других трав и молока. 2) богиня радости, дочь Дажьбога, супруга Хмеля. В индийской мифологии — дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля). 3) Солнце. Одно из имен Хорса, божества солнечного диска.

Тризна — день, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся «тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное число «три»). Затем была «Страва» — поминки (которые иногда неправильно называют «тризна»).
Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака — «нечета» как символа несчастья, именно поэтому он часто встречается в заклинаниях (так, например, в плаче Ярославны есть обращение: «Светлое и тресветлое солнце!»).

Треба — (жертва) это бескровная жертва бросаема в костёр. И по поверью через него попадает в Правь, в мир светлых богов. После принятия христианства это слова можно встретить в контексте Богослужебных обрядов (Требник).

Турдакские степи — степи Ставропольского края близ Пятигорья. Там был русколанский — сиракский город Успа, где по преданию была усыпальница Майи Златогорки.

Хвангур — одна из Рипейских гор Ирия. (упоминается в стихе о Голубиной книге)

Хмель — 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток Сурью (Сурицу); 2) бог Хмель, подобный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.

Хщрив (Горовато) — брат Кия, сын Орея(Ария), легендарный прародитель славянского народа хорват.

Царьград — город где жили люди и правили Святогор и Плеяна. Столица малоазийской Атлантиды Поморской.

Явь — светлая сила, управляющая Миром, одновременно — сам этот светлый Мир, «белый свет». Также — философское понятие, (приоритетно) олицетворяющее Силы, сохраняющие мир в Неизменности.

Ярга — движение по небу весеннего солнца.

Ясунь — понятие противоположное «дасуни». В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов (сынов Орея-Ария).

Полный терминологический словарь тут