Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Род

d180d0bed0b4Род — Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады. Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети».

Гельмгольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (Славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных. Другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Богом богов у западных славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. «Суда божия не минути» — Суд — одна из ипостасей Рода.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю. Ясно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ» («Цветник»), и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезу и исполняюще демонови чьрпания» («Паремейник», 1271 г.) «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам» (Изборник 13 века — «Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць тълкованы») «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола» (Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.)

М.В.Попович, считая спорным такое отождествление, подчеркивает, что первоначальный смысл Рода и Рожаниц связывался с рождением и смертью, жизнью и судьбой, плодородием и достатком, что символизировалось в образах звезд на небе.