Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Чернобог

Чернобог

Название: Бог Зла

Также известен как: Черный Бог

Символ: Черная статуэтка

Цвет: Черный

 

(Царнибу (балт.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) — Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Навий («злой») бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции.

В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) — Czernebog. Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».

Гельмольд в своей «Славянской Хронике» описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова — не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого — несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке Чернобогом».

Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе: «… в нем (здании на черной горе) они (Славяне) имели большого кумира в образе человека, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой — пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)».

По мифу, приведённому Срезневским Чернобог поганит душу человека и «портит» мир, созданный богом. В своей трехтомной работе, замечательной по собранному фактологическому материалу, но абсолютно недостоверной по логике и выводам А.Афанасьев приводит мифы о сотворении Мира Богом и Сатаной, за этими непримиримыми противниками угадываются Славянские Белый и Черный боги.

Вот один из малоросских вариантов этого древнейшего мифа, благополучно дожившего до середины девятнадцатого века и преломившегося через христианское миропонимание: «В начале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. — Ладно, думает Сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова… Господь куда ни бросит землю — она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь — то на другом все видно, что делается на земле.

Сатана смотрит… хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, и он где приляжет — там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет — там вырастет гора, где привскачет — там высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор». [А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу (в трех томах), т.2, — М.: Индрик, 1994, стр 458-462]

В других вариантах именно Чернобог достает землю Белобогу, затем Бог из первогорсти создает всю остальную Землю, а его напарник «портит» творение, добавляя асимметрии.