Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Баба Яга

Баба Яга (Ягая Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba — польское; Jenzi, Jezi-baba — словацкое, Jezinka — чешское; Гвоздензуба — сербское; Ежи баба — словенское; Яга баба — болгарское.) — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Внешне — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета в одну рубаху без опояски. Глаза горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У нее костлявые руки и острые железные зубы.

Яга живет в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках». Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».

Она ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время ее поезда воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Яга похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Она любит загадывать загадки и разрешать их. Баба-яга чует присутствие человека и при встрече восклицает: «фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!» или: «что это русским духом пахнет». Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет она со своими дочерьми.

Иногда Яга бывает, предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране ее кобылиц, в которых превращаются ее дочери. В награду она одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч-самосек; гусли-самогуды; сапоги-скороходы; ковер-самолет; клубок, указывающий дорогу.Хоть она и по сказам и пытается приготовить гостей в печке, но только стращает, а внешний антураж жилища больше говорит о том, что она охраняет вход в Пекельное царство. Зачастую герой, выполнив её поручение или разгадав загадку, получает искомое. Однозначно трактовать это персонаж не получаеться, а ввиду того, что внешнее не сочетается с внутренним состоянием персонажа.