Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

СЛАВЯНСКИЕ КАЛЕНДАРИ И ПРАЗДНИКИ

СЛАВЯНСКИЕ КАЛЕНДАРИ И ПРАЗДНИКИ.

«Славяне есть славяне».

Иосиф Добровский

Судя  по  обильным  фольклорным  данным,   основные   языческие моления  проводились  не  только  в  доме  или  внутри  поселка,  а выплескивались из села за  околицу,  в  священные  рощи,  к  святым озерам,  к  «кладезям  многочестным».  Аграрная  магия,  являвшаяся главным стержнем языческого культа, требовала близости к природе, к полям, «рощениям» и к горам, господствовавшим над полями и лесами.
d0bdd0b0-d0bad0b0d0bbd0b5d0bdd0b4d0b0d180d0bdd0be-d0bfd180d0b0d0b7d0b4d0bdd0b8d187d0bdd183d18e
В  этих  случаях  праздники  становились  общественными  и   не только общесельскими, но и  межсельскими  («игрища  межю  селы»)  и общеплеменными «событиями». Календарь языческих  молений  слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз: зимнее солнцестояние,  (святки — от 24 декабря до 6 января), весеннее равноденствие (масленица  в древности — около 24-25  марта),  летнее  солнцестояние  (купала, «зеленые святки» 23-29 июня). Осеннее равноденствие не праздновалось отдельно,  а  приурочивалось  к  празднику  урожая  (8   сентября). Если и праздновалась, то, как праздник Таусень.

Во-вторых, годовой языческий цикл складывался из сезонных  аграрных обрядов, часть которых впоследствии была приурочена к  христианским праздникам.

Русский народный  календарь  представляет  собой  интереснейший источник не только истории верований, но и истории народных знаний, опыта   многовековых   наблюдений   над   природой,   передаваемого посредством  афористически   выраженных   примет.   Этнографическая литература о народном календаре и его связи с  сельскохозяйственным бытом достаточно обширна. (Снегирев П. М. Русские простонародные праздники  и  суеверные обряды)

В-третьих, это праздники почитания богов. Они очень тесно привязаны к функциям Божеств и сезонным циклам посева — сбора урожая.

Перед собой я не ставил задачу детального рассмотрения всех праздников. Только их номинативное обозначение, календарь представлен согласно чаше из деревни Лепесовки.