Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

СЛАВЯНСКАЯ ГУДЬБА, ОТОБРАЖЁННАЯ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

СЛАВЯНСКАЯ ГУДЬБА, ОТОБРАЖЁННАЯ МОЛОДЁЖЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Назрела необходимость подвести итоги развития славянства в современной гудьбе (музыке). Возможно, некоторых исполнителей мы не упомянем, но причина этому только в объёме собранных сведений. По-видимому, не случайным оказалось то, что гудьба со славянскими чертами или языческими воззрениями оказалась в подземелье (андеграунде). Современная правящая верхушка не приняла того эстетического народничества, которым щеголяла пропаганда в С.С.С.Р..

Ненужными оказались исполнители, глубоко чувствующие народную душу в современном звучании. Теперь дорога к вершине хит-парадов закрыта для творцов, подобным составу «ПЕСНЯРЫ» Владимира Мулявина и фолк-рок-группе «ЯБЛОКО» с певицей Мариной Капуро. Теперь, приветствуется смешение гудочного наследия различных народов и даже разных рас. Такую тенденцию можно обозначить словами из песни группы, созданной на «фабрике звёзд»: «Я теряю корни…».

Теперь исполнители создаются и рекламируются продюсерами, но не рождаются естественным способом из самого народа. Самородку становится всё труднее пробиться к заслуженной известности. Многие способные творческие личности развивают свою деятельность в подземелье, устремляя свою деятельность на самовыражение, а не на добывание рубля в первую очередь. Этот очерк, по сути, является кратким отчётом того, что произошло в подземелье. Так как именно в подземелье сосредоточено то, что не допускается к существующей общественной жизни в современной России. У подземелья свои законы, своя нравственность, своя индустрия и свой уровень признания. Освещение подземелья позволить придать известности имена тех исполнителей, кои поддерживают и воплощают родноверческие, то есть «языческие» убеждения при создании своего звукового ряда. Молодёжь сама, без помощи властей и медиамагнатов развивает само исконное славянское понятие — гудьба. Ведь первые звуки, извлекаемые из гудков (скрипок), гуслей, волынок, свирелей славяне называли гудением или гудьбой. До сих пор во многих славянских языках это слово сохранило своё исконное значение.

Вполне естественно допустить мысль о том, что «язычество» в творчество гудочников пришло не само по себе. К сожалению, следует признать, что развитию Родной Веры способствовало не познание наследие своих предков, а простое заимствование образовавшейся в Европе волны тяги к дохристианским арийским верованиям. Да, славянское самосознание, как ни странно, стало возрождаться под воздействием «молодёжного фольклорного движения» европейских стран. Не удивляйтесь, когда будете читать далее название стилей и альбомов на английском языке. Даже известный состав из Новосибирска «КАЛИНОВ МОСТ» возник в 1986 году с целью наложения русских слов на гудочную основу в стиле DOORS. Сама ценность их творчества, несомненно, является заслугой Дмитрия Ревякина, который со временем стал петь песни со словообразованиями в духе стихов Велимира Хлебникова. Начав свою деятельность с записи магнитофонного альбома «Калинов Мост» (1987) они воплотили свои замыслы в альбомах «Выворотень» (1990), «Узарень» (1991), «Дарза» (1991), записанных и выпущенных на SNC Records. После череды разногласий в составе и выпуска различных сборников, концертных выступлений и сольных альбомов перед слушателями предстал самобытный образец, воплощенный в альбомах «Родная» (1998), «Оружие» (1998), «Улетай» (1999). В свою очередь сам «КАЛИНОВ МОСТ» образовал за собой целый ряд последователей, из которых стоит отметить Инну Желанную и состав «ДВУРЕЧЬЕ» с альбомом «Светозар» (1995). Особенно впечатляют звуковые полотна, качественно записанные отличными гудочниками Инны Желанной «Водоросль» (1995) и «Иноземец» (1998), где наряду с песнями собственного сочинения были записаны в современном звучании русские народные песни «Из-под свет Заря», «Иван», «Вир-вир», «Мама».
Конечно, не стоить сбрасывать со счетов распространившийся в конце 80-ых годов XX века black metal.

Беда состояла в том, что фольклорные коллективы в существующем обличии больше не притягивали нашу молодёжь, так как перестали поддерживаться идеологией нашей страны. Ей, молодёжи, хотелось глотка, так называемой свободы. Да и российская популярная музыка стала утрачивать черты самобытности, стремясь вслепую копировать зарубежные образцы. Многие стали окунаться с головой в эту волну с Запада.

Итак, black metal. Если смотреть на это направление, исходя из основы, то black metal — гудьба левого направления, так как здесь в значении более важном, чем сама гудьба, должна присутствовать идеология сатанизма. Как неоднократно повторял Ла Вей: «Сатанизм не имеет никакого отношения к тяжёлой «металлической» музыке». Сам Антон Шандор Ла Вей писал: «Магическая музыка атакует ваши чувства и пробуждает нужную эмоциональную реакцию. Любая музыка, которую можно слушать без чёткого осознания её присутствия, может быть рассматриваема как мистическая по своей природе, хотя темп её может быть быстрым, а звук — громким». Сам black metal зародился не в славянских странах, чему свидетельствует история. В немецком журнале LEGACY #7 Петером Оттом была приведена история зарождения этого направления без единого! упоминания исполнителей из славянских стран. Thomas Wahl из NUCLEAR BLAST утверждает: ,,Большинство музыкантов из Северной, Центральной Европы говорят, что настоящий black metal просто невозможен в Восточной Европе в силу исторических, этнических и прочих причин.» Пожалуй, приведённые высказывания зарубежных деятелей не опроверг ни один из отечественных составов.
Теперь, предстоит решить задачу, каким образом black metal вдохновил славянских исполнителей к познанию своего гудочного наследия. Большинство исполнителей приходило к славянству по пути вызывающего противопоставления своего творчества христианской религии. Вот здесь то и пришёлся к месту black metal. Как многие знают, это направление привлекло к себе внимание не столько самой жёсткой гудьбой, а поджогами христианских церквей представителями подобных составов. Молодое сознание дремало, не находя пути к пробуждению национального самосознания из-за семидесятилетней атеистической пропаганды. А здесь такое! Отрадно, что этими своеобразными утренними солнечными лучами были норвежцы — люди белой, европеоидной расы. Думаем, что ещё найдутся люди, кои тщательным образом раскроют это явление.

Начало в России положено творчеством состава «РУССКАЯ ЗИМА» из Екатеринбурга, где едва виден след касания язычества в песнях и незначительно проявляется славянская напевность. Сами гудочники сообщали, что «решили играть никем не опробованный black metal в духе CELTIC FROST, BATHORY». Образовавшись в 1989 году, они успели записать альбомы «Первые заморозки» (1990) и «Извне», «Зима», «В плену зимы» (1992).
THY REPENTANCE также родом из Екатеринбурга. Датой образования этого дуэта с Урала считается 1993 год. Свою деятельность они начали с выпуска demo «Die Trauer» (1994), «Foreseen» (1995). В 1995 был выпущен первый компакт диск в русском подземелье «Ural Twilght Autumnails». Объявление тех лет гласило, что гудьба исполнена в стиле «dark ambient / industrial & unusual black atmosphere». Гудочники этого состава не отрицали, что проникновение «язычества» имело место в их творчестве, хотя большинство песен исполнялись на английском языке. Один из участников этого состава Friedrich Herr der Wald ответил подземельному изданию TEMPEST #1: ,,На нас не может оказать решающего значения и влияние чьё-либо личное творчество. Мы создаём эгоистические произведения, очень личные и потаённые. Конечно, наша музыка близка к каким-то ключевым направлениям, мне нравятся такие тембры и структуры, как базис, но без конкретного вторжения в разум творчества THY REPENTANCE извне. Я слушаю и приветствую лишь музыку близкую мне, наполненную схожей идеологией и духовностью, тёмной и персональной оригинальными идеями. В основном это black/electro/industrial/ambient/folk и всё это пропитано идеями чистоты, языческой гордости и антихристианской ненавистью».

В Москве где-то в начале 90-ых был образован проязыческий состав PAGAN ALTAR, исполняющий black metal. Спустя некоторое время гудочники этого состава Мракотворь и Злыдень меняют название на «ВОРОНГРАЙ». Это решение было принято ими, потому что они решили отойти от black metal к патриотической песне. Первая полноценная программа из пяти песен была готова весной (1995), но исчезла как первый подснежник не оставив следа в подземелье.
В Ростове-на-Дону в том же году (1995) появился акустический проект «ОБОРОТЕНЬ». Под данным названием был записан альбом «Поле Славы» с песнями о славных былых временах славян и походах на Царьград. Так и не было суждено развиться этому самобытному проекту.
В Архангельске (в 1994) был рождён холодным осенним ветром состав MOON FAR AWAY. Их гудьба была с оттенком мрачности и определялась рамками ethnic ambient. Первый ознакомительный труд был записан под названием «The Slovisha’s Songs» (1995). Чуть позже был записан и выпущен московской ассоциацией ЭКЗОТИКА их новый альбом «Lado World». Сами ребята пояснили основу своего творения так: ,,Основная идея альбома — изначальная, глубинная связанность философских языческих учений самых различных этносов и народов, переплетённых нитями, идущими из единого Первоисточника. Славянское божество Ладо для нас символизирует гармонию, равновесие и переплетение неких компонентов, составляющих единый универсум; говорящих, каждый на своём языке, но об одном и том же, по сути». Гудочники Count Ash, Ahea, Heleg не ставили перед собой главной целью подчеркивание славянской принадлежности в творчестве. О чём говорят их чудные имена, английское название состава. Но славянство перестаёт быть поверхностным в отечественном подземелье.

Теперь стоит заглянуть в соседнюю братскую страну Белоруссию, где в Гомеле появилась группа с англоязычным названием GODS TOWER, то есть ВЕЖА БОГОВ. Годом рождения состава сами гудочники считали 1989, когда они собрались под названием RANGER. Спустя некоторое время название было заменено на CHEMICAL WARFARE (влияние американской группы SLAYER). Где-то в начале 1992 года состав изменил название и заодно стиль, перейдя от thrash к doom metal. Чем же они выделились? Прежде всего, тем, что в песнях, поющихся на английском языке, пелось о дохристианском мировоззрении славян, а исполнение приобрело яркий славянский оттенок, благодаря звуку гитары, напоминающим наигрыши волынки. Всё началось с demo «The Eerie» (1993) (позже «Ирий» был перезаписан и издан на компакт диске в 1997 году) и «Canticles» (1994). Качественным скачком был альбом «The Turns» (1995), который также был качественно переиздан в 1996 году. Начался подъём славянской волны, благодаря именно этим творениям. О значимости и самобытности их гудьбы говорит издание сборника песен из трёх альбомов под названием «Ebony Birds», изданном немецким значком Stumers Flugel a Division of Prophecy Production. На вопрос Тимофея Довгого: «Какие группы наиболее близки вам по духу pagan brothers?» певец Lesley Knife ответил: «BATHORY, MASTER’S HAMMER (Czech Republic), WEIDAS (Lithuania). Но в любом случае мы стоим в стороне от них». Путь этого состава завершился выпуском альбома «Abandon All Hope» (2001).
Вторым составом из белорусских земель являлся PAGAN из Гродно. За demo «Svarte Vinger» (1995) последовали «Magilhy Klic» (1996), «Njanavisc Da Svjtla Zyccja» (1997), где все песни пелись исключительно на белорусском языке и «Hate To The Light Of Light» (1997), «Pagan Anthology. No mercy» (1998).
Ведущим замыслом PAGAN был некий образ «антихристианского язычества». Дмитрию из издания «СОТСИРХ СУСИИ» предводитель PAGAN Algkult ответил: «В основе концепции моей лирики положены ненависть, зло. Я ненавижу слово сатанизм, которое имеет жидовское происхождение. PAGAN не имеет с этим ничего общего. Название моей банды не подразумевает язычество как таковое, оно связано с настоящими традициями моей земли. Язычество является настоящей культурой славян. Отсюда и следуют традиции, основанные на этой культуре. Но я не собираюсь поклоняться каким-либо богам. Сам дух язычества несёт естественность, то есть характер, особенности и так далее, которые были присущи моим предкам. Но из язычества я выбираю только некоторое, так как не всё стоит того для меня. И PAGAN будет следовать в направлении этого. Pagana uzmacjaj Njanavisc!». Стоит упомянуть, что Algkult создал также синтезаторный проект «ЗМРОЧНЫ ДОЛ», который посветил Чёрной Славянской Земле Белоруссии.

Украинские земли не смогли выдвинуть в конце 80-ых — начале 90-ых в разряд «языческих» ни одного состава. Но первая волна «языческой» задала направление всему бурно развивающемуся потоку. Пожалуй, будет уместным привести взгляд со стороны издателя голландского fanzine «Mortical Numskull» по имени Harold Dekkers для смоленского издания RAVEN #2. На вопрос: «Какие из наших групп, на твой взгляд, имеют достаточны потенциал для выхода на более широкую аудиторию за пределами страны?» он ответил: «Те, кто живёт своей музыкой, и кто делает что-то оригинальное: GODS TOWER и THY REPENTANCE мне кажутся оригинальными. Они, по крайней мере, обращаются к своим культурным корням». Да, только корни способны повлиять на пробуждение подлинно народного вкуса и родного самосознания.

Теперь стоит обратиться в западные славянские земли. На юге Польши в городе Вроцлаве в 1992 году создан состав GRAVELAND, который начал исполнять гудьбу с чертами black metal. В дальнейшем GRAVELAND стал тяготеть к национализму и славянскому язычеству. Основатель этого состава Rob Darken говорил: «Все делали black metal и его идеологию. Я всегда опирался на язычество и считался язычником. GRAVELAND должен быть отождествлён с язычеством, а не с фашизмом». Сей состав оказался плодотворным: «Necromanteion» (1992 demo), «Promo June’92», «Drunemetoon» (1992 demo), «Epilogue» (1993 demo), «In The Glare Of Burning Churches» (1993 demo), «Celtic Winter» (1993 demo), «Carpathian Wolves» (1994 CD), «Thosand Swords» (1995 CD), «In The Glare Of Burning Churches» (1996 CD), «Celtic Winter» (1996 CD), «Following The Voice Of Blood» (1997 CD), «Epilogue» (1998 CD), «Immortal Pride» (1999 CD), «Creed Of Iron» (2001 CD).
Другой польский состав VELES из города Ополе начинал свою деятельность в 1992 под названием BELTHIL. При изменении своего названия на имя славянского бога поляки сохранили стиль, в котором играли — black metal. Песни в основном были посвещены оккультизму, антихристианству, сатанизму и отчасти язычеству. На вопрос белорусского издания СИМАРГЛ №2 «Как ты оцениваешь ваше демо «Triumph Of Pagan Beliefs»?» Blasphemous (Witek Slusard) ответил: «Настоящий славянский культ!» У состава VELES вышло два альбома на CD «Night On The Bare Mountain» (1995), «Black Hateful Metal» (1998).

Перенесёмся на побережье Балтийского моря, где в портовом городе Гданьске был основан BEHEMOTH, играющий в направлении «evil pagan black metal». Сейчас стиль состава претерпел изменения, но раньше Nergal провозглашал: «BEHEMOTH посвящены в зловещий pagan black metal навсегда! Может быть, в будущем мы решимся немного изменить наше определение из-за массового trand’a. Слишком много идиотских детей, утверждающих, что они true. В любом случае, наша музыка и лирика остаётся языческими; как это было, есть и всегда будет. Кровь наших языческих отцов течёт в наших венах. Мы наследники их культа, так как мы их верные сыновья». Несмотря на последующее перевоплощение этого состава как в чертах гудьбы, так убеждений, остановимся лишь на том, что они отнесли своё творчеству к язычеству. «Endless Damnation» (1991 demo), «The Return Of Northern Moon» (1992 demo), «From The Pagan Vastlands» (1993 demo), «…And The Forests Dream Eternally» (1994 miniCD), «SVETEVITH (Storming Near The Baltic)» (1994 CD), «Grom» (1996 CD), «Bewitching The Pomerania» (1997 CD), «Pandemonic Incantations» (1998 CD), «Chaotica — The Essence Of The Underworld» (1998 2CD), «Live In Strasburg 26.02.99» (1999 liveCD), «Satanica» (1999 CD), «Thelema 6» (2000 CD), «Antichristian Phenomenon» (2001 CD), «Storms To Unleash» (2001 CD), «Thundera To Erupt» (2002 CD), «Zos Kia Cultus Here And Beyond» (2002 CD).

В городе Гдыня действовал состав KOHORT, утверждавший: «Наши песни пропитаны забытой языческой мудростью. Они вдохновлены языческой философией свободы». К сожалению, этот состав сгинул в небытиё, оставив после себя demo «Meggido Eve», CD «Christian Masquerade».
Помимо «металлических» составов в Польше были и образования электронной направленности. Так, в городе Познань в 1994 засветился PERUNWIT, творивший некую смесь «original mixture of folk and ambient music with Slavonic pagan beliefs». Ими записаны «Tzy I krew» (1994), «W kredu debow» (1995), «Perkunu Yra Dangl Opowiesci Czesc pierwsza — pogrzeb Swintiroga», «Perkunu Yra Dangl Opowiesci Czesc druga — ostatina bitwa Jacwingow», «Wszystkie Odcienie Szarosci».
Стоит отметить ещё ряд составов из Польши, привносящих славянский налёт в своё творчество: THORN, GROM, FUNERAL CULT, UKRVOLSA.
————————————
Вторая волна была ещё более качественной и впитала бурные воды как от первой волны, так и опять влияний зарубежных pagan и viking групп. Вторая волна уже не была случайностью и разбрасывала свои брызги широко по всей стране.

На этот раз сделаем обзор с севера Руси, где в городе Мурманск появился славянский состав «МОР». Появлению этого состава за Полярным кругом способствовали два человека. Одного из них звали Студёны и известен он был всей стране, как Роман Иванов — издатель известного fanzine «GOTHIC». Второго участника звали Просинец. Вдвоём, путём многократного наложения ими были записаны «Песни, напетые вьюгой» (в березне 1996). В дальнейшем это demo распространялось через Gothic Horde под названием «Лесоморие». Стиль гудьбы ими описывался как Slavonic-Morena-metal.
Вторым в Мурманске был состав «НАВЬ», который образовался зимой 1996 и уже весной следующего года ими было записано demo «Из Нави в Явь». Затем последовало demo «Гимн Холодному Безмолвию», которое также распространялось через Zimargla Power Production. В отличие от предыдущего состава «НАВЬ» в гудочном ключе держались скандинавского образца black metal и принадлежность к славянскому язычеству ограничивалось лишь соответствующими строками песен.
Третьим в Мурманске возник осенью 1997 года состав «СИВЕР». Через год было записано первое творение, названное одноимённо с названием состава. Ребята исполняли обычный black metal, обращённый лишь словами песен к Родноверию. В 2002 году было записано новое творение «Космогония» под новым названием коллектива «СИВЕР?».

Из северных широт перемещаемся на Среднерусскую возвышенность, где в Москве образовался «ТЕМНОЗОРЬ», который, по словам его основателя, был основан в 1992 году как MYSTERIUM. И только в 1996 выходит первое ознакомительное творение «Sinim». Стоит отметить, что это творение остаётся пока единственным, спетым на праславянском языке. За основу звучания взят всё тот же black metal. Этот состав прекратил своё существование, но в городе Обнинске в 1996 году возник другой состав с точно таким же названием. Этот «ТЕМНОЗОРЬ» выпустил demo «Ведовством крепка чёрная слава Руси» (1998), которое стало распространяться через Stellar Winter Records. Последующие творения, записанные на рубеже 2001-2002 годов, носят черты причастности к суровому стилю n.s. pagan black metal и называются «Фрагменты» и «Horozons» (выпущен на CD канадским лэйблом Ascent Prod.)
В Москве также существовал состав с названием «MOR». Кроме написания латиницей своего названия он отличался от мурманского состава тем, что исполнял примитивный black metal без всяких прикрас. После того, как был выпущен их единственный альбом «Shemhamforash», их певец Леший (Константин Лившец) заявил: «Корни наших текстов в сатанизме, круто замешанном на язычестве». Такое двоеверие было не востребовано и «MOR» развалился.

«РОД» образовался в 1996 году на осколках black metal группы LUCIFURY. Осенью того же года было записано первое творение «Пэруневи Врзетцэ». А в следующем году последовало demo «Волхвы». Основатель сего образования Серогор Триглав (Сергей Гусев) назвал свой стиль veles-metal, хотя по строению звукового ряда это был всё тот же black metal. Также было выпущено promo «И пришла на землю погань», переиздать кое позже взялся один голландский лэйбл.
Развивались в Москве также и электронные проекты с заложенными в основе языческими взглядами. Первым получил известность состав «МЕДВЕ НА МЕЧЕ», выпустив в 1996 году творение «Ясунь». Их направление можно отнести к мрачной, тяжёлой, промышленной, пространственной гудьбе с вплетением звуков Природы. Состав «СЛОВИША» записал pagan-folk-music на ознакомительных лентах «Предание Волхва» и «Сказки», выдержанных в звучании MORTIIS. Сейчас о составе «СЛОВИША» ничего не слышно.
В Нижнем Новгороде творил состав «МОРОК», который запомнился довольно самобытным исполнением, в коем впервые явственно зазвучали славянские напевы и наигрыши, как основы всей песни. За время своего существования в 1997 году были сделаны всего две ознакомительные записи «Вне Света» и «На Круги Своя». Белорусский значок СИМАРГЛ production распространял эти творения, определяя направление как Slavonic ritual pagan metal.

В 1997 в Самаре появился состав DAKWOOD, успевший записать пять demo: «Бог Погань», «…Нерассказанная Песнь Волка…», «Сотсирх виж», «Горизонт Черни», «Набеги с Севера». В начале 1999 глава DAKWOOD Morbit меняет название на «ВЕЧНОЧЕРНЬ». И уже под новым названием сделаны записи «666», «…Вечно..», «Трон Блеющего Лога», «Песнь Черни Моей». В основе обоих составов лежит звук black metal с националистическими и языческими текстами. Теперь они скрылись в чёрной бездне.
На Волге в городе Набережные Челны возник также состав ALKONOST, играющий black pagan doom metal. Гудочники сразу своим первым demo «Shadows Of Glory» (1997) заявили, что тяготеют к славянству, хотя в составе клавишница является представителем булгар (казанских татар). Также ими был записаны «Songs Of The Eternal Oak» (1997), «Spirit Tending To Refolf» (2001). CD «Alkonost», выпущенный латвийским значком Benerina prod.. Сейчас состав сменил название на… «АЛКОНОСТ» и записал труд «Неведомые земли».
Санкт-Петербурге выдвинул нам в 1997 году состав «СЕВЕРНЫЕ ВРАТА», который поразил многих как основательным подходом к своему творчеству — они сразу стали стремиться записываться качественно и распространять свои творения через крупные значки, так и родной славянской напевностью в сочиняемых песнях. После того, как в 1998 была записана ознакомительная лента «Отчизна», составу уже не нужно было особо представляться в подземелье. На фирме ФОНО вышли в свет компакт диски и кассеты «Отчизна» (2000), «На Войну» (2001), «Правь»(2003). Александр Невский (Родослав Владимиров) певец, гитарист и сочинитель большинства песен этого состава утверждает: «СЕВЕРНЫЕ ВРАТА представляют возрождение языческих и народных обычаев в metal, и основывают своё творчество на мировоззрении языческого воинского культа «Волчий ход»… Чужая вера принесла нам безволие и покорность. Мы не способны на подвиг, мы чего-то ждём, а предки говорили: «Правь! Ведай! Владей!» Если судить по той силищи, которую несёт их pagan metal гудьба c влиянием power metal, то их ждёт большое развитие в будущем.

Состав со схожим названием «ВРАТА ТЬМЫ» издал единственный альбом «Саги» (1997). Как уверяли сами гудочники создан альбом, «посвещённый древней культуре славян, чьё духовное начало является смыслом нашей жизни». Но исполнен он был в бесхитростном black metal звучании.
В Ростове-на-Дону образовался состав SUNCHARIOT и сходу записал demo «Betrayal Light Of Fefile Ground» (1997), а следующий релиз назывался «Harvest» (2001). В гудьбе SUNCHARIOT есть языческие темы песен, славянские лады, но нет одного — русского языка, поэтому их направление сами гудочники справедливо называют melodic Slavonic black metal.
Наступил 1998 год, который также принёс много новых имён в подземелье. Именно тогда было засвечен состав «ВЕКША», который записал pagan metal творение «На пороге ночи». Кстати, это был первый состав в нашем подземелье, где использовался чистый девичий голос. Этот состав как неожиданно появился, так неожиданно и пропал, подобно составу «ПАГАНА ВАРАКА» из Уфы, записавшему demo «Дружина».
Высоким уровнем исполнения отличался состав RADIGOST, что проявилось в записи «Nocturne» (1999). Это объясняется тем, что исполнители совершенствовали игру с 1994 в формации INFERNUS. Участник этого состава Svarog утверждает: «Радигост — это славянский бог. И назвавшись его именем, мы отдаём некоторую дань и оказываем уважение нашим древним предкам». Хотя это уважение и вылилось в смеси иностранных направлений в гудьбе black, death, doom metal, а пением на английском языке.
Дух Природы нёс в своём творчестве «ОДОЛЕНЬВЕТЕР», хотя их звуковое выражение выражалось в соединении электронных звуков и шумов с чёткими ударными стуками. Творец «ОДОЛЕНЬВЕТЕР» писал нам: «В 1994 году была сделана пробная запись, но многое меня в ней не устраивало. Дальнейшее время было занято поиском, результатом которого стало то, что есть». Первый записанный труд назывался «Поворот на Север», чуть позже последовали «Шум берёзовой рощи», «Четвёртый идёт коваль», что выходили на значке «СТРЕЛЫ ПЕРУНА». Последнее созданное им творение переиздано и распространяется на CD-R на подземельном значке «ИНГРИЯ» под числом 01. В 2002 году на значке «ЛИНИЯ ШУМА» вышел split tapes II/III ОДОЛЕНЬВЕТЕР/MISERY.
Вернёмся к pagan metal. Главной московской достопримечательностью и популярностью в этом направлении пока пользуется состав BUTTERFLY TEMPLE, хотя в 1995 году они и начинали со следования стилю doom metal. На вопрос о том, что же их подтолкнуло обратиться к славянству своими песнями, их певец Лесьяр ответил: «…подтолкнуло нас к данному творчеству и образ жизни, и внутреннее чутьё, и голос крови». Всё же, по крайней мере, странным выглядит становление этого состава с метанием из стороны в сторону и голос крови, отображённый… в англоязычном названии состава. С первого же альбома «Велес» (1999), выпущенном на CDM Records начался подъём известности этого состава, запрыгнувшего на гребень второй волны. Этому прыжку способствовали, конечно, высокое исполнительское мастерство и обилие запоминающихся мелодий. Но к чистоте славянской выразительности гудочники не стремились, используя для тематики своих песен образы скандинавской мифологии и даже сатанизм, что нашло отражение в альбомах «Колесо Чернобога» (2001), «Сны Северного моря» (2002), «Тропою крови по воле Рода!» (2003), которые произвёл IROND ltd.

В Москве также есть эпатажный состав с названием SATARIAL. Сочетая в своих песнях напевы средневековых менестрелей, сказания об эльфах и тайнах колдовского леса, сатанизм и оккультизм, SATARIAL они причисляют себя к язычникам. Выпустив альбомы «…And The Flame Will Take The Temples Of Christ» (1996), «The Queen Of The Elves’ Land» (1997), они были причислены к направлению gothic folk black metal opera. В 2001 составом SATARIAL был записан альбом «Heidenlarm», где между шестью вещами собственного сочинения помещены четыре русских песни XI-XVI веков. Что повлияло на столь значительное изменение мировоззрения гудочников до сих пор для многих остаётся загадкой. Предполагаем, что SATARIAL таким способом решили выделиться на европейской металлической сцене и продвинуть своё творчество для увеличения продаж, так как сводился альбом в Италии.
Перекинемся в Нижегородскую область, где в городе Арзамас с 1999 существовал состав «ДАВОРИЯ». Ранее они образовались как состав CRYPT и исполняли atmospheric forest black metal. Пели на русском языке о величии родной Природы. В 1999 CRYPT выпустил demo «The Cry Of The Northern Winds», после чего состав меняет название на «ДАВОРИЯ». Вот что по этому поводу пояснил Зареслав: «Совершенно очевидно, что прежнее наше название ни в какую не вяжется с нашей идеологией, которая претерпела значительные изменения со времени образования группы. Мало того, оно полностью противоречит идеям величия и свободы, заложенных во многих песнях наших. К тому же наш новый материал будет полностью посвящён славянскому мироощущению, а значит, и название группы должно, по крайней мере, иметь славянские корни. И поэтому это будет «ДАВОРИЯ» — победный гимн древних славян». Именно с новым названием «ДАВОРИЯ» переиздаёт этот альбом совместно с украинским составом ORTHODOX на харьковском значке «Боянов Гимн». Сейчас о их деятельности нет вестей, как и о pagan black metal составе «ПЕРУН» из города Кашира, записавшем в 1999 году ознакомительное творение «Свято лес». Подобным же образом, выпустив в 1999 году demo » Чёрное племя», действовал и новороссийский black metal состав «ЧЕРНОБОГ». Однако не смотря на название именем славянского бога, «ЧЕРНОБОГ» провозглашал сатанизм, что недопустимо, так как Чернобог и Сатана по сути являются совершенно различными понятиями.
Стоить заметить, что в подмосковном городе Реутов также был состав с названием «ЧЕРНОБОГ», коей выпустил на C.D.M. Records свой альбом «VLIDOXFATO». Не взирая на качественно исполняемую гудьбу в направлении black metal и пение на латинском, русском и английском языках этот состава не заявляет более о себе, по видимому находясь где-то в Пекле.

В Улан-Удэ в 1999 году творил pagan metal состав «ДИВА», записавший в 2000 году всего одну одноимённую демонстрационную ленту после чего распались.
Повествование о второй волне в России закончим упоминанием состава «ГРОМ», который записал в 1999 году записал demo «Сны старого леса».

Теперь переметнёмся на описание второй волны проникновения славянства в гудьбу в Белоруссии. Начнём с состава из Гомеля OYHRA, который выпустил на белорусском значке Funeral Pyre Prod. в 1996 году demo «На Язычнiцкай Землi», а в 1998 OYHRA продолжает своё neopagan black metal развитие, выпустив сразу два альбома «Ратная Страла», «Ойра». В Гродно образовался состав KARACHUN. Подобно Корочуну — порождению Чернобога, они стали представлять тёмные силы. Представ на свет в месяц лютень 1997 года, они с ходу записывают demo «Хаморлiвасць». Получил распространение также проект под названием STURM, который создали Algkult из PAGAN и Ciemraslav из KARACHUN. Совместными усилиями они записали первый ознакомительный труд «Aryski Sturm». Состав из Минска «ЗЬНiЧ» был образован весной 1996 году, а в 1997 подготовили pagan metal материал для записи под названием «Язычнiк Я», который удалось записать лишь в 1998 году. В 1999 «ЗЬНiЧ» выпускает свой второй альбом «Дух Зямлi», а в 2002 выходит альбом «Адиуваньнi Вясны». Стоит с похвалой отметить, что «ЗЬНiЧ» считают своим долгом выступать в народных белорусских рубахах и петь на родном белорусском языке. В Бресте в 1997 образован состав GATEWARD, исполняющий pagan black metal. За время своего существования брестскими гудочниками были записаны demo «Lord Of Aium» (1998), «Legenda adradzhenia» (2001). Ещё один состав из Гомеля ALATYR создал альбом «Agoj» с песнями на белорусском языке в 1997, а засветился лишь в 1999, когда это временами скоростное, а порою распевное pagan metal творение с напористым клавишным звучанием вышло на белорусском значке Music Violence Prod.. Примечательно, что программирование ударных во время записи делал ни кто иной, как сам Lesley Knife — певец GODS TOWER.
Вторым по известности в Белоруссии после GODS TOWER следует состав из города Орша APRAXIA, созданный в 1995 из zombie-death-grind-metal band ERIRAZMA. С началом второй волны они с успехом пустились в нарастающее языческое движение. И APRAXIA стали создавать pagan black metal с гитарным звучанием, напоминающим GODS TOWER, но в более скоростном ключе. APRAXIA записала альбомы «Return To Ancient» (1996), «Live In Gardariket» (1997), «Hymns Of Dark Forest» (1998), «Iдеологiя» (2000), «Кровь и Земля» (2001). Сейчас поговаривают, что состав сменил название на «МОЛОТ» и всё больше становится замеченным на выступлениях, проводимых совместно с бритоголовыми исполнителями.
Самым самобытным по исполняемой гудьбе является состав из Бреста «КАПiШЧА». Своим альбомом «Галасы Мiнулага», который они посветили «роднай Беларусi», они соотнесли своё творчество с гудьбой Природы. Звучание свирелей, пения птиц, шума лесной листвы, поднебесного гула позволяет отнести их гудьбу в разряд folk-ambient.
Стоит также упомянуть другие белорусские составы PRAGNAVIT, ГУШЧАР, KRUK.

Что ж, дошла очередь и до Украины. Первая волна обошла эту страну стороной. Поэтому придётся начать с состава NOCTURNAL MORTUM. Начинал он свою деятельность в Харькове в 1992 году как death metal band SUPPURATION. Прошло каких-то пару лет и гудочники из SUPPURATION, почуяв куда дует ветер, решили сменить свой стиль на более модный в то время black metal. Заодно было изменено и название на NOCTURNAL MORTUM. Как отвечал Евгений Гапон, то есть уже Knjaz Varggoth изданию Neophilosophy #1: «…но времена меняются и SUPPURATION был реформирован в NOCTURNAL MORTUM. Наверное, мы повзрослели и поняли, как нам жить дальше. Это произошло в апреле 1995 года…» Раскрутке новой формации способствовал Евгений Аксёнов из Metal Agen. Вот здесь то и вылезло наружу то, что этому украинскому составу нужна в большей степени слава и почитание, но не преданность убеждениям. Всё же следует признать, что, обладая довольно высоким для подземелья исполнительским мастерством, NOCTURNAL MORTUM делал всё возможное, чтобы их причисляли к рядам язычников, а чуть позже и националистов. Итак, стали рождаться творения, которые стоить причислить к направлению pagan black metal. Альбом «Lunar Poetry» (записан в январское полнолуние 1996) вышел на значке ORIANA Prod. и провозглашался как symphonic pagan metal. Следующий альбом «Goat Horns», записанный летом 1996 привлёк пристальное внимание многих слушателей и был переиздан в Польше на MORBIT NOIZZ, в С.Ш.А. на The End, в Германии на Nuclear Blast. Следуют black aryan metal attack «To The Gates Of Blasphemous Fire» (1998), «НЕХРИСТЬ» (2000). Последнее их творение, изданное на фирме Last Episode причисляется уже к n.s. black metal, хотя становятся заметными наряду с вкраплениями украинских мелодий и death metal рифы. В заключении стоит подчеркнуть, что песни исполнялись на английском и… русском языках. Однако свою деятельность участники NOCTURNAL MORTUM воплощают и в других проектах. Этому проекту совместно с гудочниками black metal состава из Житомира LUCIFUGUM название «ВЕЧЕ» и исполняет он instinctive atmospheric music & darkened ambiental metal. Также на ORIANA Prod. Выходили два альбома «Явь, Навь и Правь», «Ориянские сказания» другого slavonic ambient проекта MUNRUTHEL. На KOLOVRAT prod. выпущен в 1998 альбом DUB BUK «Мiсяць Помсти» (atmospheric aryan n.s. black metal). В Польше DUB BUK на значке East Side в 2002 выпустил slavonic black metal альбом «Iду на Ви!». Стоит упомянуть также RUNES OF DIANCEHT с альбомом «Не быть сему законом!» (ukrainian heathen war black metal).
Родом с Запорожья состав REUSMARKT, записавший в 1998 demo «Fortress Ung». Теперь этого состава не существует и его место занял XUL, который в 1999 выпустил на KOLOVRAT prod. своё demo «Зло».
В городе Нежин в стужень месяц 1998 образовался состав GREAT HORN, который засветился, выпустив всего одно творение «Trizna After Sunset».
В Киеве составом KNELL (ранее death metal band BLACK HARNONY) в 1998 на значке MOON Rec. был выпущен альбом «Клич безоднi», который отличался самобытным подходом к творчеству и исполнением песен на украинском и русском языках.

Невозможно пройти мимо киевской группы «ВЕЖА ХМАР», состоящей в основном из девушек, поющих простые и печальные, но душевные песни собственного сочинения в направлении dark ambient-ukrainian folk-ritual minimalistic. Записаны и распространялись по подземелью «Вежа Хмар» (1998), «Плач» (1999), «Ii чотири обличия» (2000).
Стоить упомянуть состав FORGOTTEN SPIRIT, который выпустил в 1998 два slavonic-melodic-folk-black metal альбома «The Masters Of Slavonic Forest», «The Legacy».
Заметной самобытностью отличается творчество украинского состава ANTHROPOLATRI, играющий в направлении pagan metal и исполняющего песни на русском, английском и украинском языках с умелым вкраплением в свои произведения народных украинских наигрышей. Сейчас записи этого состава осуществляются в Германии — месте постоянного проживания их предводителя. Отметим альбомы «Возрадуйся земля», «В свете костров», «Воля Св’ятослава».

Теперь стоит перечислить составы второй польской волны, наполнявшейся единомышленниками славянского языческого гудочного направления: WOJNAR, PIORUN, VENEDAE, WINDS OF GARDEN, NIRNAETH, HELLVETO, THORS HAMMER, SALTUS…
Чехию представляют составы INFERNO, NHAAVAH, XURH.
В других, южных славянских землях деятельность молодёжи, продвигающей в современное творчество славянское язычество, нам мало знакома. Известны лишь составы STONE TO FLESH, SIMARGAL из Югославии, IUDICUM, VASSILIUM, TANGRYCAN, KOROZY из Болгарии.
Накатывает третья волна гудочников родноверов. В нашем подземелье появились уже новые составы, такие как «СЕЧЬ» (записали творении «Северная Кровь»), «ДИВО» из Новосибирска, ОГНЕСЛАВ из Волгодонска, «ТЁМНОЙ ЛЕС» из Сыктывкара.
В 2002 году было записано много гудьбы с сильным родноверческим уклоном. Среди новых предводителей pagan metal следует выделить состав из Твери PAGAN REIGN с трудом «Древние Воины» и состав из города Аша «КРЕЧЕТ» с творческим трудом «Выше Гор». В 2003 году на CD-Maximum Вышел диск состава «ХВАНГУР» «Кровь и Пепел». Особо хочется отметить самобытной состав из Екатеринбурга «СВЕТЛОЯР», который, сочетая прекрасное девичье пение Светланы со славянскими напевами и языческими темами песен, сотворил полноценное творение «Коляда» (2002). Светлана Дудник провозглашает: «После зимней смерти Природы всегда наступает весеннее возрождение. Также и Русский народ всегда восстаёт из пепла.» «СВЕТЛОЯР», несомненно, будет развивать на Руси славянский народный рок.

В заключение хочется подчеркнуть, что всё больше новых составов делают опору на свою расовую наследственность, не ограничиваясь только исторической принадлежностью. Оглядываясь назад, мы с уверенностью можем сказать, что 90-ые годы XX века стали поворотными в обращении гудочников к своему наследию. Большинство составов, кои мы привели в очерке, не используют славянское звучание полностью, а пытаются привязать свою гудьбу к зарубежным образцам звучания. Гудьба же должна нести дух, который является духом народа, поэтому потребность гудочников обязана исходить из расового сознания и подсознания. Приобретённая известность созидателя тем более ценна, чем более чистое происхождение имеет. Всё же, следует признать, что у наших гудочников есть стремление в выделении своей народности. Исход начавшейся очистки неизбежен. Такова внутренняя человеческая Природа, которая будет всё более противиться возрастающему натиску безродной массовой культуры, выгодной глобалистам. Что ждёт славянскую гудьбу в будущем, мы узнаем сами и услышим, но основа для развития самобытного творчества уже заложена! Делайте следующий шаг в этом направлении и Вы усилите торжество Прави!