Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

(С-Петербургъ. Издание А.С.Суворина. 1835 г.) :

М?сяцъ iюнь.

23. Купальницы. — Обряды.

24. Ивановъ день. — Купало. — Обряды.

А вот теперь сделаем выводы. Судя по данным текстам Сахарова, которые вы, надеюсь, прочли, 23-24 числа празднуют Купальницу и Купало, последний при этом, совершенно очевидно, считается Богом плодов земных. А первая, судя по легенде о вдове-Купальнице, исцеляет больных, убирает страдания, покровительствует больным, нищим, убогим, старым, бездетным. На празднике Купало используют женскую куклу, которую называют Купала или Марина, или используют дерево Марины. И именно на Купалу, обратите на это внимание, собирают траву под названием Иван-да-Марья и вениками с этой травой парятся для здоровья в бане. Кто не знает, это очень красивая трава, целыми полянами цветущая на Купалу. Верхняя часть этого цветка ярко фиолетовая, как чернильное пятно. Это Иван, объяснял мне отец. А чуть ниже цветок ярко желтый. Это Марья.

Приведу любопытный текст Купальской Белорусской песни (К.П.Кабашников «О современном состоянии календарной обрядовой поэзии в Белоруссии (по материалам экспедиций 1975-1978 гг.)») :

Сёння Купала, заутра Iван
Будзе лiха, хлопцы, вам.
Будзе лiха лiхое,
Пагонiце кошак у поле…

Здесь слово Сёння означает сегодня. Вот она та самая нужная информация, отвечающая на вопросы, заданные в начале моего рассказа. В первый день сначала празднуется она, — Купала, а с утра следующего дня празднуется он, — Купало.

А вот Круглов Ю.Г. («Русские обрядовые песни» 1989 г.) первой песней в раздел «Купальские песни» ставит такую:

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Читатель милый, позволь улыбнусь и пошучу. Согласись, что все же в этот праздник и он и она, — оба важны. И Бог и Богиня. И Купало и Купала-Купальница. И Иван и Марья-Марина. Ну а то, что сейчас за неимением жита у городских язычников, женщины на празднике завлекают своих мужчин не в жито, сути дела не меняет. Ядро, оно все равно в ведро, а колос в бревно.