Язычество — новая компьютерная религия. Андрей Кокоуров
Язычество — новая компьютерная религия
Несмотря на некоторую несерьезность данной статьи, следует помнить, что, «в каждой шутке есть доля правды». Эта статья публикуется как «информация к размышлению». Возможно, «что-то в этом есть» ? Есть мнение, что человеку необходимо во что-то верить. В последнее время становится модным верить в себя — никакого затуманивания мозгов, деформации личности. Этакий культ сильного человека, или, как писал, пожалуй, самый знаменитый богоборец Ницше, «белокурой бестии». Однако, даже истово и искренне веря в себя, человек нуждается в какой-то ответной реакции. Ответного поклонения ищет, что-ли. Иначе, какой же он Бог (с большой буквы). И здесь компьютер оказывается как нельзя кстати. Не нужно ломать себя, заставляя поклоняться чужим богам. Вот он я! Куда хочу, туда и ворочу. Демиург, хозяин и воинский начальник. С другой стороны, нередки случаи и состояния, когда человеку и этого не надо. Встречаются технологические натуры, которые веруют в компьютер как таковой. Правда, основная сложность здесь заключается в непростых отношениях между предметом поклонения и паствой. О более-менее общих моментах довольно нового, но уже достаточно распространенного явления, которое условно можно назвать компьютерной субкультурой — или — компьютерной религией. Причем, наиболее интересно рассматривать этот вопрос как явление культуры. Венцом которой должно стать всеобщее информационное общество. Но пока это дело довольно отдаленного светлого будущего. Чтобы достичь этого идеала без границ и межнациональных проблем, необходимо будет пройти обычные стадии культурного развития. И здесь мы подошли к существу, к тому, как называть то, что переживает сейчас компьютерное сообщество. Насколько я знаю, на сегодняшний день не было достаточно развернутого и аргументированного определения того, ЧТО с нами происходит. Поэтому рискну предложить вариант определения текущего компьютерно-культурного момента. Очень простой, понятный и где-то даже изящный. Вот он: то, что с нами происходит — ЯЗЫЧЕСТВО чистой воды. Существо вопроса : Чтобы у вас не возникло сомнений по поводу обоснованности этого заявления, потребуется аргументация. Пусть вас только не смущает пара-тройка терминов, которые придется использовать. Ведь мы уже давно привыкли читать экономические статьи как экономисты и рассуждать о политике как политологи. Так что же пугаться бесед на тему «Мой взгляд на культуру»? Давайте «заделаемся» культурологами и приступим. Чем же характеризуется язычество, как этап в жизни общества вообще и компьютерного в частности? Во-первых, отсутствием сильной централизованной государственности. Приводить примеры даже не хочется, особенно, как любили говаривать раньше, «в свете последних событий». Во-вторых, следующим набором взглядов, идей и мыслей, в который входят фетишизм, анимизм и политеизм. Фетишизм. Это слово мы привыкли воспринимать исключительно в сексуальном контексте. А зря, на самом деле фетишизм — это наделение душой предметов материального мира. Применительно к компьютеру, наличие этого феномена оспаривать очень трудно. Мы не всегда понимаем почему он вдруг начинает «глючить» и, как следствие, воспринимаем по определению лишенную души «машину» как живое (и характерное!) существо со всеми вытекающими. Следующая черта нашей ментальности — анимизм. Здесь тоже все очень просто. Анимизм — наделение душой представителей растительного, животного мира и идеи реинкарнации (переселения душ). Любого из нас спросить, какой характер у лисы, волка, или даже такого экзотичного для нас зверя — слона, все мы ответим. Животные для нас как люди. В связи с этим уместно вспомнить о различных виртуальных зверюшках типа Тамагочи. Сколько искренних переживаний и даже горя принесло их существование (и неизбежная гибель) хозяевам. О вере в переселение душ и говорить нечего. Сколько раз меня «мочили» в том же DOOM-е! А я все как живой! Значит, есть в этом что-то… И, наконец, политеизм, то есть многобожие, вера в различных и многих богов. Применительно к компьютерному люду он проявляется в разнообразии платформ, операционных систем, просто разных программ, предназначенных, в принципе, для одного и того же. Причем, бог бы с ним, разнообразием. Но ведь народ буквально раскалывается на кланы сторонников того или иного «железа» или софта. Я, например, процессоры люблю AMD, «винты» Seagate, а видеокарты Diamond. Сам не знаю почему. Хотя в данный момент винчестер у меня Samsung и тоже, оказывается хорошо. Или вот недавно решил мейлер поменять, хотя, казалось бы зачем? Ведь старый работал? Работал. Но назывался Outlook Express. Оказалось достаточно. Наконец, в качестве последнего примера, рассмотрим сюжетную основу подавляющего большинства компьютерных игр. Источником ее с полной уверенностью можно считать языческую литературу. Из тех давних времен до нас дошли эпосы и былины. Главный герой в них — или богатырь силы несказанной, но прямолинейный как трактор. Или человек, не особенно развитый физически, зато шибко продвинутый в смысле ума, хитрости и коварства. Ну, естественно, прекрасная дама и страшный злодей (иногда даже дракон). Если добавить (по вкусу) технологий, то получаются наши привычные «заэкранные» будни. Самое главное, что мы должны понять и прочувствовать: язычество — это не плохо и не обидно. Просто мы завершили цикл, опять пришли к той простоте, с которой начинали развитие. Мы предпочитаем жить в деревянных домах, носить одежду из натуральных материалов и питаться экологически чистыми продуктами, хотя у нас есть выбор, которого не было у предков. Мы пришли к язычеству путем долгого развития — наши предки не знали другой жизни. Давайте же всячески холить и развивать наше язычество, ведь за ним была, например, греческая классика. А там, глядишь, и Золотой век.