Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

«Вольный бой по школе Златояра. Современный взгляд на отечественную состязательную традицию» А.А.Юзиков

Русская состязательная традиция является составной частью культуры народа и шире — европейской культуры, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, и породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами. Не повезло и русским боевым игрищам.

Традиционно, говоря о русских боевых состязаниях, в первую очередь вспоминают о стеношном бое, считая его наиболее показательным и исконно отечественным видом боя. В принципе это верно. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев — Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни — Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (здесь можно вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания.

Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге, посвященной английскому боксу, один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем. Согласно свидетельствам очевидцев, стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например, кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами. В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов), для которых в черте города сложно было найти место.

Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, того на ком кровь не бить. Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые «записные бойцы»), каждая стенка имела и своего предводителя — «надежу-бойца», который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.

В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием «коллективный бокс». До Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.

Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются. Так, известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов, имеет аналогию со сведениями, приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции — там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе.

Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои «сам на сам», то есть поединки, зрелище куда более привычное нашим современникам. В русской традиции подобные поединки проводились по разным правилам и по разным поводам. Кроме чисто состязательных, как мы сейчас говорим «спортивных поединков», в те времена существовал обычай «судных поединков», так называемого «божьего суда», где чисто юридические вопросы решались путем поединка истца и ответчика, и дело выигрывал победивший в бою. В отличие от стран Западной Европы, в России подобные вопросы, как правило, решались безоружным поединком. Поэтому в России так долго не могли привиться вооруженные дуэли (кстати подобная ситуация в тоже время сложилась и в Англии, где и знать, и простолюдины решали споры кулачным боем). В России первая дуэль произошла в 1729 году, а незадолго до этого князь и цесаревич Иван Федорович Романовский, поссорившись с сенатором, действительным статским советником, князем Григорием Федоровичем Долгоруким, бился с ним кулачным боем.

Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки, в которых удары наносились только в голову или только в корпус, или вообще состояли из поочередного обмена ударами. Разнились и критерии победы, и если в одних случаях достаточно было, чтобы у противника показалась кровь, то в других только признание противником своего поражения или же его смерть могли принести бойцу победу.

Описание подобных боев нам оставили Сегизмунд Гербенштейн (1517год), Адам Олеарий (XVI), Гехард Фит (XVIII). Кроме того, о кулачном бое говорят некоторые иностранцы, побывавшие в России в XV-XVIII веках: Флетчер, Холкуит, Ченслор, Петрей, Тьеполо, Петерсон и многие другие. Рассказывая о кулачном бое, многие из них говорят о нем, как об одной из забав, которую любят наблюдать русские цари и которой предается вся без исключения русская молодежь.

Не менее популярной была и борьба, различавшаяся по способам захвата, с предварительным захватом — «в схватку», «на поясах» и без предварительного захвата «об одну ручку», «на вороток», имевшая в каждой местности свои особенности, связанные с критериями оценки победы и связанными с этим техническими действиями (достаточно сбить с ног или провести удержание, разрешены ли действия ногами и прочее).

В наше время, когда государственная система воспитания и контроля в некоторой степени ослабла, у части населения возник интерес к родным корням, нравам и обычаям предков, истории отечества. Такие энтузиасты как А.Белов, А.Грунтовский, А.Медведев, Г.Базлов начали возрождать состязательное направление отечественной традиции, в частности боевые игрища, кулачные, палочные бои и борьбу, рукопашное искусство, а также связанные с ними обычаи и обряды.

В начале ’90-х годов 20-го века был ряд публикаций в прессе и телепередач. Однако серьезной работы не было, ажиотаж постепенно спал и началась обычная будничная работа — работа над экспедиционными материалами, защита диссертаций, разработка и совершенствование методик тренировочного процесса, организация и проведение соревнований.

Вольный бой — относительно молодое направление отечественного рукопашного боя, в ’97 году группа единомышленников во главе с Алексеем Аркадьевичем Медведевым («дядька Златояр») решили создать новый вид спорта, в полной мере основанный на отечественной состязательной традиции, в частности кулачных и палочных боях, борцовских поединках. Были разработаны уникальные правила ратоборческого многоборья. Из истории нам известно, что в Москве при проведении кулачных боев «сам на сам», или поединка борцов, победа давалась бойцу, сбившему противника на землю три раза. В данном случае этот критерий победы был взят нами за основу и он оказался очень успешным для оценки всех видов состязаний — в стеношном бою, в бою «сам на сам», в «свалке-сцеплялке».

На сегодняшний момент клубы вольного боя существуют в Москве, Старом городке Московской области Красноярске, Старом Осколе Белгородской области, Мичуринске Тамбовской области.

Основу техники боя применительно к данным правилам состязаний составили наработки А.А.Медведева, более 12 лет изучавшим и практиковавшим российскую традицию рукопашного боя, борьбы и кулачного боя, и проверившего на практике свои знания. В основе техники по «школе Златояра» лежит способ организации движения — единый двигательный стереотип, основанный на принципе «инерционного реверса» (маховика), принципе раскачки — выражающихся в специфичных приемах передвижения и «притопе и перетопе». Эти приемы передвижения и являются отличительной особенностью школы Златояра от других направлений рукопашного искусства.

Касаясь таких элементов русского стиля (на самом деле маятниковые движения выполняет со временем боец любой школы в рамках своей техники, это экономично и естественно) как «маятник», «покач», «гойдок», а точнее механики движений, в школе Златояра данный принцип разложен на конкретные приемы, что позволяет упростить и контролировать процесс обучения. В результате практики боя на скользкой и неровной поверхности — в лесу, среди бурелома, на льду, в грязи, с несколькими противниками одновременно, с оружием и на кулаках, появилась необходимость соответственно двигаться без потери равновесия, чуть по-иному организовывать передачу инерции по звеньям тела при вкладывании массы тела в удар, непрерывно перемещаться, оптимизировать модель (схему) технических действий бойца под разные условия и задачи. Так и родились приемы передвижения «притоп» и «перетоп», когда нога стремиться отталкиваться от земли под прямым углом, при начале движения инерция не гаситься, а переводится в другую плоскость, что обусловлено как скользкой поверхностью, так и круговой манерой боя с тяжелым инерционным оружием или при окружении несколькими противниками. Собственно, мы ничего не придумали, а лишь сложили в систему под определенные параметры и условия наши практические наработки и имеющиеся знания (в частности «притоп» пришел из русского танца и ломания — обрядового танца; так же используют незаметный притоп для усиления удара боксеры и фехтовальщики).

Довольно часто возникает вопрос о способе исследования технической и тактической базы русских видов борьбы и рукопашного боя, правомерность их существования с исторической точки зрения и целесообразностью возникновения и развития в них новых элементов. В связи с чем представляется возможным заметить, что по-настоящему интересующимся людям этот вопрос виден с другой стороны: существует ряд защищенных диссертационных работ по этнографии, где методически верно, последовательно и аргументировано излагается материал по видам кулачного, палочного боя и борьбы, тактическому и техническому арсеналу, правилам и способам подготовки. Основной вывод, конечно, состоит в том, что техническая и тактическая база идентична общеевропейской традиции боя, отличаясь местными особенностями. В диссертационном отделе библиотеки в разделе этнографии следует искать такие фамилии как Горбунов, Базлов, Тедорадзе.

Особо следует отметить, что традиция — это не застывшая в янтаре муха; это живая и непрерывная нить, связующая поколения, она постоянно развивается, растет и совершенствуется. Непосредственно техника боя проходит изменения в зависимости от ряда условий, таких например, как место боя, одежда или снаряжение бойца, развитие тех или иных групп мышц — результата повседневной работы или упражнений и привычной траектории движений, других навыков двигательной деятельности, цели боя, психологического и нравственного отношения к бою, и от многого другого. Но всегда останется такой определяющий фактор как генотип, точнее — этнопсихологические особенности [в генетике известна формула «генотип определяет психотип»]. В частности, стоит вспомнить, что кузнецы и позднее рабочие-молотобойцы всегда считались бойцами с сильным поставленным ударом (в советской, а сейчас и в российской школе бокса применяется такое упражнение, как работа тяжелым молотом по резиновой шине).

Идея, заключенная в названии «вольный бой», связана с исторически сложившимися особенностями выбора для испытания силы, ловкости, воинского умения: например, у былинных богатырей существовала инициация — «выезд во чисто поле», где его могла подстерегать любая опасность и по количеству и по качеству противников. Также существовал народный обычай договариваться об условиях и виде состязания непосредственно перед началом (бег, борьба, палочный или кулачный бой) — такой вид борьбы «на вольную» без предварительного захвата с широким спектром технических действий.

В статье Б.В.Горбунова «Палочные бои» («Этнографическое обозрение», N2’96). приводится сообщение: челобитная Гаврилы Малышева, выборного от детей боярских Курска на Земский Собор 1648-1649 г., в которой говорится: «… в дальних странах крымския и литовския стороны в северских и польских старых и новых порубежных городех и селях в деревнях всяких чинов многия люди в воскресные седмичные во многия дни и по вечерам… сходятся на улицах… и меж собой кулачные и дрекольные бои чинят…». Заметим, что о том, как биться — на кулаках или палках — часто решают непосредственно перед состязанием; причем отмечалось, что это были не обычные драки, а «примерные» бои. Основными правилами были: «биться по любкам»; «не по злобе»; «до охоты»; «не иметь сердца»; не бить сзади»; «не бить лежачего». Нарушение правил осуждалось обществом…»

Нами в современных условиях данные понятия интерпретируются следующим образом: для участия в состязаниях нет ограничений по национальному признаку, по видовой принадлежности к тому или иному виду спорта, стилю рукопашного искусства.

Предоставляется возможность выбора того или иного вида состязания, при соблюдении установленных правил, отвечающих современным требованиям безопасности.

Основным условием развития идеи вольного боя является смещение акцента с индивидуальной модели боя «сам на сам» на ратоборства (от слова «рать») — коллективные бои, восстановление духа товарищества, то есть согласованные действия команды, направленные на достижение единой цели.

В своей деятельности Национальная Федерация Вольного Боя ставит следующие цели и задачи деятельности:

Культурные:

— содействие развитию состязательной культуры как пласта народной культуры в целом,

— создание и содействие деятельности центров российской культуры,

— обнародование и распространение национальных культурных ценностей.

Образовательные:

— содействие распространению знаний о российской состязательной традиции,

— воспитание подрастающего поколения в духе уважения к культуре и истории предков,

— развитие полноценной личности, полноправно и созидательно участвующей в государственно-общественных отношениях.

Научные:

— содействие изучению наследия наших предков в области состязательной традиции,

— влияние идей вольного боя на гармоничное развитие личности.

Развитие физической культуры и спорта:

— содействие возникновению и развитию новых видов спорта, основанных на народных играх и состязаниях,

— развитие комплекса физических упражнений, направленных на развитие личности в рамках идей вольного боя, как основного направления деятельности Федерации.

Федерация Вольного Боя исследует — с точки зрения механики движений человека и законов боя — не только методики тренировок, но и накопленный мировой опыт. В частности это и традиционная европейская традиция рукопашного боя, выраженная современными видами спорта — бокс, греко-римская и вольная борьба, самбо, сават, фехтование. Это и системы рукопашного боя Востока — китайские, вьетнамские, корейские и японские виды борьбы.

Непосредственно свою деятельность Федерация Вольного Боя акцентирует на исследовании отечественных систем рукопашного боя и способов состязания, культивирование их как части культурной традиции со своими обычаями, обрядами, пословицами, поговорками и неписаными нравственными законами. В практическом применении это может являться способом самозащиты, системой боевой подготовки личного состава силовых структур, спортивным соревнованием, театральным представлением или обрядовым состязанием.

Спортивные состязания по ратоборческому многоборью, разработанные Федерацией Вольного Боя, основаны на этнографически подтвержденных отечественных состязательных традициях и включают подготовку и участие спортсмена как в командном, так и в личном первенствах.

КОНТАКТНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ :

«СТЕНКА НА СТЕНКУ» — состязание, где предусмотрено проведение кулачного боя между двумя командами по пять человек в каждой на площадке 8×8 метров с целью вытеснить с площадки или сбить с ног бойцов команды противника.

«САМ НА САМ» — традиционно считается кулачным поединком, в данном случае проводится с использованием любой ударной и борцовской техники.

«СВАЛКА- СЦЕПЛЯЛКА» — состязание, в котором участвует нечетное количество бойцов, не менее 9 человек, где победу одерживает боец, оставшийся на ногах в конце схватки.

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ» — ведение боя в снаряжении русского воина средних веков; бои ведутся в полный контакт до сбивания противника с ног, выбивания за границу площадки или нокаута.

«ОДИН В ПОЛЕ ВОИН» — «молодечество», когда сильный боец, похваляясь свой удалью, мог выйти биться с несколькими противниками одновременно, не существовал как специальный вид состязания, скорее это был богатырский обычай. Однако он встречался довольно часто и поэтому выделен нами как отдельный вид состязания — «ОДИН ПРОТИВ ТРЕХ».

НЕКОНТАКТНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ :

«МАРШ- БРОСОК» — включает 12-ти километровый кросс на пересеченной местности с элементами ориентирования и преодолением препятствий.

«МЕТАНИЕ» — практикуется метание в цель традиционного древнерусского оружия ножа, топора, сулицы (копья), иногда топор заменяется саперной лопаткой.

«СТРЕЛЬБА» —

— стрельба из лука,

— стрельба пулевая из пневматического ружья,

— конные состязания («джигитовка», «рубка лозы», рыцарские упражнения).

ПОКАЗАТЕЛЬНО-ТРЮКОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ :

— программы постановки движения,

— сценический бой и фехтование,

— спортивную акробатику и многое другое.

Данное направление развивается под руководством Малышева Александра Борисовича, профессионального каскадера и режиссера, известного постановщика трюков в кино- и телевизионных фильмах жанра «экшн» («действие»).

ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ :

— специальные программы подготовки бойца к результативным действиям и объективной оценке обстановки в различных экстремальных ситуациях и нестандартному мышлению,

— тренировка навыков по развитию интуиции, ощущений и внутренних резервов организма.

Это приобретается в тренировочном процессе на основе разработки Чемышева Александра Аркадьевича и Медведева Алексея Аркадьевича. Программа обучения рассчитана на выработку ситуационного мышления.

Обучение также включает экстремальное вождение автомобиля, мотоцикла, высотная подготовка, акватлон, стрельба в движении и другое. Конечной стадией подготовки является боец, способный противостоять агрессивной среде, адаптироваться к быстроизменяющимся условиям и перестраивать их в свою пользу.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЬНОМУ БОЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ :

— отличается гражданско-патриотической направленностью, комплексным и системным подходом. Гражданско-патриотическая направленность программы выражается в воспитании у детей, подростков и молодежи чувства любви и уважения к Родине на основе изучения ее славного прошлого, культурного и героического наследия; обучении навыкам вольного боя как средству самовыражения и способу защиты своей самоидентификации как настоящего гражданина своего Отечества.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД :

— выражается в сочетании способов воспитания, направленных на совершенствование молодого человека в физическом и духовном аспектах.

Системный подход выражается в создании модели гражданина и спортсмена — идеала, которого необходимо достигнуть в результате обучения; а также в использовании механизма обратной связи для контроля процесса обучения, научном подходе к обучению (от простого к сложному, принцип постепенности, классификация действий).

Согласно данной программе разработан комплекс физической, духовной и морально-психологической подготовки детей, подростков и молодежи. Комплекс направлен на воспитание молодого человека физически и духовно здоровым, патриотом и достойным гражданином своей страны. Комплекс подготовки состоит из двух частей — теоретической и практической.

Теоретическая часть — включает знания о вольном бое как системе многоборья, основанной на народных традициях состязания и игр, знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, о правилах безопасности, знания по истории Отечества.

Практическая часть — включает изучение приемов вольного боя, занятия вольным боем в спортивном зале и на природе, отработка техники и тактики вольного боя, игровое моделирование исторических событий, участие в различных конкурсах и соревнованиях.

Федерация Вольного Боя изъявляет надежду, что в скором времени ситуация изменится (в том числе и нашими стараниями) — и по всей Руси будут проходить традиционные стеношные и палочные бои, кулачные и борцовские поединки. Появятся, наконец, и «фанаты» стенки, «болеющие» за стенку своего города более, чем «футбольные фанаты».