СЛАВЯНСКИЕ КАЛЕНДАРИ И ПРАЗДНИКИ
СЛАВЯНСКИЕ КАЛЕНДАРИ И ПРАЗДНИКИ.
«Славяне есть славяне».
Иосиф Добровский
Судя по обильным фольклорным данным, основные языческие моления проводились не только в доме или внутри поселка, а выплескивались из села за околицу, в священные рощи, к святым озерам, к «кладезям многочестным». Аграрная магия, являвшаяся главным стержнем языческого культа, требовала близости к природе, к полям, «рощениям» и к горам, господствовавшим над полями и лесами.
В этих случаях праздники становились общественными и не только общесельскими, но и межсельскими («игрища межю селы») и общеплеменными «событиями». Календарь языческих молений слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз: зимнее солнцестояние, (святки — от 24 декабря до 6 января), весеннее равноденствие (масленица в древности — около 24-25 марта), летнее солнцестояние (купала, «зеленые святки» 23-29 июня). Осеннее равноденствие не праздновалось отдельно, а приурочивалось к празднику урожая (8 сентября). Если и праздновалась, то, как праздник Таусень.
Во-вторых, годовой языческий цикл складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых впоследствии была приурочена к христианским праздникам.
Русский народный календарь представляет собой интереснейший источник не только истории верований, но и истории народных знаний, опыта многовековых наблюдений над природой, передаваемого посредством афористически выраженных примет. Этнографическая литература о народном календаре и его связи с сельскохозяйственным бытом достаточно обширна. (Снегирев П. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды)
В-третьих, это праздники почитания богов. Они очень тесно привязаны к функциям Божеств и сезонным циклам посева — сбора урожая.
Перед собой я не ставил задачу детального рассмотрения всех праздников. Только их номинативное обозначение, календарь представлен согласно чаше из деревни Лепесовки.