Пантеон Славянских Богов
У нас имеются несколько пантеонов славянских богов ручной работы в продаже!
Это — одна из самых противоречивых глав книги. Ведь пантеон богов — это основная составляющая мифологии народа, которая, в свою очередь, является фундаментом народного менталитета. Противоречие же заключается в том, что слишком сильно разнятся источники информации. Это и не удивительно, так как существует множество расхождений в именах и «профессиях» богов только среди славянских народов, а уж если копать вглубь веков и вширь евразийского континента, то многие божественно — родственные линии уходят так далеко от первоисточника, что в родстве и не заподозришь.
Однако в каждом случае прослеживаются одни и те же принципы: поколения богов выстраиваются в довольно четкий иерархический порядок, каждое природное, социальное или пограничное явление подконтрольно какому-либо богу или духу, и обязательно присутствует разделение на светлую и темную противоборствующие стороны. В славянской мифологии это — Солнечная династия (Ясуни — светлые, небесные боги) и Лунная династия (Дасуни — темные, подземные, ночные боги).
Здесь сразу возникает мнение, что такой порядок скопирован с реальной жизни человеческого общества, и это мнение резонно. Однако наши предки считали себя потомками богов и старались жить по законам, данным богами.
Помимо участия Богов в религиозно-обрядовой жизни Славян, очеловеченные образы Богов имели воспитательное значение. Воспитание положительных качеств в человеке гораздо проще проводить на примере Бога — пращура, который говорит и думает с этим человеком на одном языке, живет в тех же краях и по тем же обычаям, что и этот человек.
Вопрос одно/многобожия очень спорно стоит в научной литературе. Но можно ли в полной мере считать многобожием родовой клан славянских богов, где все Родовичи, т. е. дети, внуки и правнуки Рода Изначального (Сварог, Дый, Перун, Индра, Семаргл и т.д.) по сути, являются его воплощениями? Весьма спорный вопрос.
Спустя пять столетий после Прокопия писал о Высшем божестве славян немецкий летописец Гельмольд: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля и леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».
С богом богов более менее понятно, но перед нами встаёт следующий вопрос: почему на разных исторических отрезках славяне почитали разных Богов?
Ответ как мне кажется, кроется в самом вопросе. Просто богов при разных правителях ставили на первое место исходя из его функций. Это отображало внутреннюю или внешнюю политику князя.
Так изначально верховным богом был Род. Потом какое то время Сварог, потом, самый яркий пример Перун и заканчивает вереницу «правителей» Дажьбог. Этих богов я «расставил» в порядке «от древнего». Отсюда и споры о верховном божестве. Что и описывает Осипова О.С. в работе «Славянское языческое миропонимание»: «Параллельно в науке XIX века, а позже и в XX веке, стали формироваться альтернативные точки зрения. Согласно одним исследователям, отстаивающим идею славянского энетеизма, Богом богов славян являлся один из главных богов — Святовит, Сварог, Перун или Род. Здесь можно назвать имена М.Б.Никифоровского, К.В.Болсуновского, Б.А.Рыбакова, Я.Е.Боровского, В.В.Седова, В.В.Шуклина, Г.С.Беляковой».
Пантеон Славянских богов выглядит как генеалогическое древо княжеского рода: Род — бог Прародитель; Сварог, Дый, Макошь, Лада — боги Отцы; Перун, Велес, Семаргл — второе поколение (сыновья), (Сварожичи); Дажьбог, Ярило, Хорс — третье поколение (внуки). Русичи произошли из потомства Дажьбога и поэтому мы — Дажьбоговы внуки. И естественно низшие мифологические персонажи (Домовой, Банник, леший и т.д.)
Как было замечено выше Боги делились на «лунную» и «солнечную» династию. Это дуализм достаточно ярко прослеживается во многих отечественных трудах по данной проблематике. Так многие исследователи — А.Ф.Гильфердинг (29, с. 230-233), А.Н.Афанасьев (5, т. 1, с. 93), А.С.Фаминцин (141, с. 141-142) — предполагали наличие у славян богов добра и зла.
Боги были не зооморфными, а антропоморфными. Мы находим у И.И.Срезневский в диссертации «Исследование о языческом богослужении древних славян» отмечал, что верование в единого, верховного Бога выражено в древних свидетельствах ясно. Но у Прокопия видим единого Бога существом близким к телесной природе, находящимся в непосредственных соотношениях с человеком.
Функции богов, как и в любой структуре, строго нормированы и носят заполняющий и дополняющий характер всех сфер деятельности человека. Особенно выделяются Солярные божества, они строго привязываются к сезонной активности солнца. Это такие боги как: Дажьбог, Хорс, Ярило, Таусень. Здесь уместно пояснить что Равноденствия и Солнцестояния это отправные точки «царствования» того или иного бога. Так, к примеру, Ярило это мужская сила/плодородие его время начинается после Масленицы, т.е. после Весеннего равноденствия. Он символизирует ярую, жизнеутверждающую весеннюю силу.
Дажьбог это летнее Солнцестояние. Он дающий Бог. В этот период приходится наибольшая активность солнца. И происходит основное созревание урожая.
Интересно будет рассмотреть пространственные ориентиры в мифологическом пространстве, это нам позволит охарактеризовать пространство в котором живут люди и боги.
Миф даёт культурологическую справку о нации, о её ментальной стороне. Концепция славянских мифов, как впрочем, и любая другая, начинается с сотворения мира, далее первейшие боги, демиурги, творящие миропорядок и делящие мир на белое и чёрное, выбирают себе жилище. После этого описывается жизнь сыновей и дочерей первых богов, их странствия и подвиги.
Пространство в мифе разделено на четыре отрезка — это общепринятые Явь, Правь, Навь. Тройственность этого разделения присутствует в преобладающем количестве мифов. Рассмотрим сущность этих понятий.
Мир Явный это мир человека. Это средний мир, мир между богами Ясуней и Дасуней. Это смертный мир.
Люди в явном мире это отображение, мира Прави. Но разница только в том, что в Прави Боги и умершие предки, и там мироустройство сводиться к термину Космос. В Явном же мире нужно ещё защищаться от ворога, и прочих несчастий присутствуют реалии жизни.
Мир Прави это мир равного сожительства умерших людей и Богов. Здесь следует пояснить, что по преданиям «Дажьбоговы внуки»,- Славяне, произошли от сына Дажьбога, Орея (Ария). То есть в сознание древних утвердилось понимание, что они потомки богов. Правь это синоним Правды. Существует мнение, что правда на небе (Правь) а Кривда (ложь) на земле (Явь). В Прави мир упорядочен и окрашен в светлые тона. Он строиться по зеркальному отражению мира Явного. Существует и нечто напоминающее греческий Олимп. Это Сварга. Производная от Сварог. Верховным управителем и основным демиургом, считается Бог Сварог. Соответственно, Сварга тогда обиталище Сварога и его Сварожичей. Место на небе для Богов.
Ближайшим семантическим аналогом термина Навь, является Христианское Чистилище. Но с некоторыми оговорками. На Руси издавна отводиться «Навий день». В этот день мы вспоминаем об умерших родственниках. В мифологическом сознании, когда родственник уходил в Навий мир он мог вернуться перерождённым в Явный мир. Если выполнен путь человека он не попадал в Навь, а сразу в Правь. В Нави так же обитают и низшие духи Славянской мифологии. Именно Навьи духи и тревожат своим появлением жителей Явного мира. В Нави душа ждёт перерождения.
Существует и ещё один достаточно мощный пространственный ориентир — Пекло. Пекельное царство, это нижний мир. Там царствует Дый, Вий, Индра и их воинство. Это царство мёртвых. Но нужно это понимать в том ключе, что в царство мёртвых редко попадали герои. И то с целью освободить любимого. Человек же после смерти редко попадал в Пекельный мир. Это связано с тем, что мифологический герой не стремился туда попасть и это царство больше для созданий который после битвы света с тьмой оказались по ту сторону света
Пространство разделено на 4 составляющих: Правь — Явь — Навь — Пекло.
И через каждое составляющее пространства растёт мировое дерево «мировая ось» — Дуб. Мировое дерево предоставлено в фольклорном материале многих этносов. С принятием Христианства мировым деревом, стали считать Православный крест. Значимость мирового дерева огромно. Это связующее звено между мирами.
Так же разделительным звеном между миром богов и людей является река. В Славянской мифологии это река Ирий, которая берёт своё начало от камня Алатыря. Река молочная, протекает во «Сварге Пречистой». Смертному к ней не пройти. Считалось что начало Ирия это устье Ра реки (Волга).
Ещё один упомянутый пространственный ориентир это Алатырь камень. Алатырь стоит на стыке явного мира и Прави. Он алтарь законов Сварога. Из него рождены многие боги. Он является гарантом мироустройства. И служит преградой для пересечения миров. (Миф «Покояние Велеса»). Дуальный собрат антипод «чёрный камень», которым завален вход в пещеру Пекельного царства. Функции те же. В мифологи, достаточно часто упоминается о «бел горюч камне», и о «камне чёрном», который хранит всё зло.
Так же рядом с границами миров всегда находилась Избушка на курьих ножках. Она всегда стоит на границы миров как светлого, так и тёмного.
Так же в понимание Славянских богов есть привязка к пространственным ориентирам. Так скажем в Прави — светлые Боги (ясуни), в Нави — тёмные боги (Дасуни) в явном мире могут появляться как те, так и другие (оборотничества, волокдлакство, очень сильно распространено в Славянской мифологии среди Богов всех уровней), с одной лишь оговоркой, что из навьего мира могут в мир Явный переходить ещё и «навьи духи» и надолго задерживаться там. Так это во многом персонажи низшей мифологии. Нужно сразу оговориться, что в Навий мир это не обязательно мир «демонический». В Нави могут быть, как и просто умершие люди, которые ждут перехода в мир Прави так и просто души людей, которые в мире Явном «заслужили» своими поступками вечное пребывание в Нави. По этому и существа низшей мифологии могут, как помогать людям, (скажем Домовой «дух умершего предка, хранитель дома») так скажем, и вредить (интересным примером служит образ кикиморы).
Комплексное рассмотрение Славянских богов показывает удивительную Гармонию.
Б.А.Рыбаков в «Язычество древних славян» отмечал что,
своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — Берегини, Вилы, Водяные, Полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки.
По низшей мифологии Славян написано много работ фундаментальными являются: Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», В.Калашников «Боги древних славян». К трудами этих учёных, для описания: Духов, демонов, зооморфных существ и прочих, мы и обратимся.
По материалам Славянского Языческого Портала
|