Николай Яременко «Масленица на Руси»
Изначально Масленица — это буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская Церковь боролась с этим праздником, но не так смогла его победить, добившись только лишь выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.
Масленица на Руси была разновидностью того самого карнавала, о котором мы так много слышим и читаем, когда речь заходит о веселых иноземных развлечениях, неизбежно наступающих на излете календарной зимы. Масленица почти совпадала на Руси с праздником Нового года, приходившимся по древнерусскому календарю на 1 марта.
Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и т.п. Отмечали масленицу, действительно, с исключительным размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах. Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это очень своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.
В этот же день с особым азартом катались с гор на санях, салазках, чаще — на обледенелых рогожах, и это была отнюдь не простая детская забава. Дело в том, что существовало особое поверье: кто дальше прокатится, у того будет больше счастья и денег. Лучшие пряхи катались с гор: у той, что дальше прокатится, лучше и длиннее будет лен. И уж обязательно съезжали с горы молодожены. В городах последние перед праздником выходные дни отводились изготовлению ледяных горок. Петр I, который, как известно, не особенно жаловал своим вниманием русские народные праздники, тем не менее ежегодно особым указом постановлял строить в Москве и Петербурге ледяные горки огромных размеров. Самая крупная горка в Москве строилась традиционно у Красных ворот. Именно там Петр, прилюдно прокатившись с горки на специально к этому случаю изготовленных санях и покачавшись со своими ближайшими сподвижниками на качелях, открывал масленичные торжества.
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». Обычно в этот день наносили визиты ближайшим родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.
Как говорится, без пирогов — не именины, без блинов — не масленица. Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин — живот не расколет», «Блины брюха не портят», — памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Но по негласно установленному правилу только хорошо обеспеченным семьям разрешалось печь блины с понедельника. Семьи небогатые пекли блины обычно со среды либо с четверга. Тех, кто нарушал этот обычай, подвергали осмеянию. Каждая хозяйка имела, как правило, свой собственный рецепт приготовления блинов и никогда не рассказывала о нем ни близким подругам, ни даже родственникам — иначе блины не удадутся. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже — из пшеничной. Чтобы получились блины лучше и пышнее, вкуснее, накануне вечером старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу, где просила месяц заглянуть к ней в окно и подуть на опару. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно — «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам — чтобы они помянули всех усопших. В понедельник обходили все избы деревни, поздравляли с наступлением праздника, выпрашивая где подарки, а где блины.
Также, чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: «скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко». На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных.
Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник — «встреча», вторник -«заигрыш», среда — «лакомки», четверг — «разгул», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день», «проводы масленицы». Вся неделя именовалась «честной, широкой, веселой». Само название праздника «масленица» произошло от того, что в этот день ели очень много масленой пищи.
Многие масленичные обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы. Холостые парни совершали обряд «выборонивания девок»: таскали борону вдоль домов. Считалось, что это поможет девкам скорее выйти замуж. Девушки были не прочь подшутить над такими молодыми людьми: неженатым на ноги привязывали колоды как наказание за то, что те не нашли себе пары в течение прошедшего мясоеда. Самое большое внимание уделялось во время масленицы молодоженам: во-первых, молодые по традиции участвовали в торжественных катаниях на санях вокруг деревни; во-вторых, совершали визиты ко всем, кто гулял у них на свадьбе; наконец, участвовали в самых разнообразных ритуалах. Например, вытащат рано утром молодого мужа и зароют его в снег; а от жены требуют, чтобы она выкупила своего супруга блинами и разнообразными угощениями. После этого просят, чтобы молодые целовались столько, сколько захотят присутствующие.
В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые; вся процессия сопровождалась песнями. В воскресный вечер чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке или на любой другой возвышенности возле деревни — с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. У костра собиралась вся деревня. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало — зиму, олицетворявшую смерть. Ругань — тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы. В деревнях соломенное чучело называли Марой или Мареной — это олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).
Завершается масленая неделя прощеным воскресеньем: стремясь очиститься от всех грехов, люди просили друг у друга прощения. С этой же целью поминали предков: отправлялись на могилы к умершим родственникам, где оставляли блины и обрядовые угощения. В конце недели также выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами — это было символическое начало новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.