Александр Жилко «Традиционные народные игры, обряды и современная инициатическая практика в воспитании детей и подростков»
Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такие заведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путем — через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже) станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у подростка традиционной культурой, станет все больше разниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни. Вспомним систему монастырского и церковно-приходского образования или систему заморских учителей-гувернеров, которые были призваны давать отрокам знания и социальные навыки, необходимые им в новой жизни, и которые не могли быть усвоены ими от родителей.
Традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Но мы остановимся лишь на той части общей индоевропейской Традиции (простирающейся от кельтов и германцев на Западе до народов Индии на Востоке), которая относится к славянам вообще и к русским, белорусам, украинцам, в частности. Кроме того, нас сейчас интересуют не все элементы указанной традиции. Здесь мы не будем рассматривать различные традиционные способы хранения и передачи профессиональных, ремесленных знаний, воинского искусства, народной медицины и прочего.
Нас интересуют лишь вопросы передачи молодежи общекультурных знаний и базовых социальных навыков посредством народных праздников, обрядов и связанных с ними игр и молодецких забав. Это, во-первых, традиционные способы передачи представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, представлений о месте человека в этом мире; во-вторых, передача молодежи базового набора морально-культурных ценностей. Причем, рассматривать эти вопросы мы будем под углом возможности и целесообразности практического применения традиционных методов в деле воспитания молодежи сегодня.
Мы сознательно оставим в стороне конкретные игры, обряды и комплексы праздничных мероприятий. Этому посвящено немало работ. Мы попытаемся рассмотреть лишь те характерные элементы этих действий, которые непосредственно отвечают на поставленные вопросы.
Начнем с того, что Традиция не знает светских праздников в чистом виде. Все древние праздники, обряды и действа — будь то хоровод, хождение по углям или просто молодецкие забавы, где парни меряются силой и ловкостью, — всегда носят двойственный характер. С одной стороны — это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей; а с другой стороны — почти каждый элемент такого действа несет в себе и некое (порой весьма глубокое) сакральное начало. Вопрос лишь в преобладании того или иного в каждом конкретном действе. Как правило, молодые люди — наиболее активные участники обрядов и игрищ — более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения — основные хранители знания в традиционном обществе — более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Собственно, из необходимости передать подрастающему поколению свое видение мира и сформировались те традиционные приемы, о которых пойдет речь ниже.
Сакральная суть действа, так или иначе, доносится организатором до сознания или подсознания участника. Иногда это делается «открытым текстом», когда символика происходящего непосредственно оглашается. Например, добрым молодцам предлагается испытать себя в поединке на Калиновом мосту, что над рекой Смородиной (отделяющей наш мир от потустороннего; явный мир от неявного) — задача столкнуть партнера с приподнятого на полметра над землей широкого бревна. Иногда символика игры доводится до сознания участника исподволь — штурмующим снежную крепость специально не объявляют, что именно символизирует это действо, но сам сценарий игры «вступает в резонанс» с ощущением естественной смены времен года и подсознательным желанием этот процесс ускорить какими-либо активными действиями — например, соучастием в магическом обряде. Так закрепляется роль человека в процессе вселенского коловращения как активного проводника Законов Сварога.
Когда на зачине праздника произносится традиционное присловье, задающее некую сакральную «систему координат» с Островом Буяном, Морем-Окияном и прочими архетипическими образами, все участники дальнейшего действа невольно начинают этой системе координат следовать.
Как средь Моря-Окияна
Да на Острове Буяне
Стоит белая Мер-Гора — всем горам Мать.
Вершиной Небеса подпирает,
Основанием Подземье укрепляет.
На самой ее вершине
Стоит сырой раскидистый Дуб — всем деревьям Отец.
Кроной все Небеса охватывает,
Корнями весь Подземный Мир обвивает.
У подножья того Дуба
Лежит Бел-Горюч Камень Алатырь —
Всем камням Камень — Сердце Мира…
При этом, не имеет значения, откуда пошло это присловье и как изменялись от села к селу, от отца к сыну конкретные его слова — лежит ли в основе легендарная «Голубиная Книга» или слова эти сложены старейшиной деревни на основе одному ему ведомых источников. Непосредственное содержание зачина и прочих подобных присловий совсем не обязательно должно соответствовать прямому смыслу дальнейшего действа. Главное здесь то, что слова эти являются ключом к архетипическим образам, хранимым нашим подсознанием. Именно наличие отклика подсознания и сознания на этнокультурные архетипы является главным критерием для сочинителя и сказителя таких присловий. Одно и то же присловье с одинаковым успехом может предшествовать и состязанию в поднятии тяжестей, и выступлению гусляра — следует только добавить к нему пару строк, адаптирующих его к конкретной ситуации.
Дальнейшие события проходят уже под влиянием активизированных зачином сакральных архетипов и служат закреплением элементов традиционной картины мироздания. Ассоциируясь с положительными эмоциями, вызванными участием в игрищах, эти элементы прочно входят в интеллектуальный арсенал молодого человека. Связь эта тем более глубока, чем шире амплитуда эмоциональных переживаний участников.
Через игровую и обрядовую практику молодые люди постигают и весьма сложные философские понятия и категории. Так, направление кругового движения в любых игровых или обрядовых элементах — будь то хоровод, бег вокруг костра или направление хода в «считалках» — не случайно. Любое движение «посолонь» (т.е. по ходу Солнца) отождествляется с движением Солнца, это всегда символ Мирового Коло — непрерывно повторяющего свое движение круга Мироздания, круга вечного возрождения, символ Жизни. Обратное движение «противосолонь» — это уже рудяное Солнце Мертвых, освещающее Пути Нави — символ Смерти. До сих пор все детские «считалки», непрерывно передаваемые от поколения к поколению, сохраняют свое исконное направление — «посолонь». Так народные игры и обряды до сих пор хранят и передают столь сложные абстрактные понятия-символы.
Нельзя не отметить, что современные имиджмейкеры и авторы всевозможных «новых предвыборных технологий» уже берут на вооружение традиционные методы, о которых мы говорили выше. Однако делают они это, нарушая логическую цельность Традиции, игнорируя специфический по своей глубинной сути характер, этнические особенности среды, в которой эти методы формировались. Как правило, в таких случаях беззастенчиво применяются и многочисленные технологии скрытого воздействия на психику (заимствованные из арсенала НЛП и иных современных психотехник) и прочие не совсем гуманные приемы. На наш взгляд, так использовать знания и опыт, накопленные Традицией, совершенно безнравственно и разрушительно — и для самой Традиции, и для общества в целом.
Другим не менее важным и мощным «инструментом» воспитания и подготовки к взрослой жизни в традиционном обществе служат различные возрастные инициации. Разброс инициатических сценариев довольно широк — от вполне безобидных игр и простых обрядов до весьма сложных и длительных многоплановых испытаний, связанных подчас с реальной опасностью для жизни. Но именно через инициации прививались многие базовые морально-культурные ценности, которые предстояло усвоить молодому человеку к моменту вступления в полноправные члены традиционного общества — удача, слава, доля, добро, зло, сила и многие другие.
Следует сказать, что эти понятия в традиционном обществе понимались несколько иначе, вместе образуя весьма отличную от сегодняшней картину мира. Например, «удача» понималась не как современное «везение» или благоприятное стечение обстоятельств, но как одна из основных интегральных характеристик самого человека. Удача — это некое особое качество, «Сила», определяющая жизнь человека, его успех и неуспех, его счастье и несчастье. Удачи, а не материального благополучия просили у богов. И удачи желали друг другу при расставании. Однако, отличия традиционной картины мира от сегодняшней не помешают нам рассмотреть те механизмы, при помощи которых эта картина вновь и вновь воспроизводилась в сознании людей из поколения в поколение. Причем, рассмотреть не абстрактно — в историко-культурном плане, но на предмет практического их использования в деле воспитания подрастающего поколения.
Общей структурой инициаций являются следующие моменты. Инициация не является неким самодостаточным актом, но мыслится как качественный переход испытуемого из одного состояния в другое, как «смерть» для старой жизни и «рождение» для новой — уже в новом качестве. Характерно, что инициируемый не уверен (и не должен быть уверен) в благополучном исходе инициации. В инициатическом действе почти всегда можно выделить несколько характерных стадий:
1. Подготовка (создание соответствующей психологической обстановки — незнакомое место, нагнетание состояния страха, неуверенности, подавленности; переход в субтрансовое состояние).
2. Испытание (собственно «процедура» испытания).
3. Торжество (психологическая разгрузка; констатация и оглашение факта перехода в новое качественное состояние — индивидуальная беседа со старшим в роде, вручение атрибутов, присвоение нового имени; социальная фиксация нового статуса — например, участие в пире наравне со взрослыми).
Следует отметить, что «по сценарию» испытание, как правило, происходит «в загробном мире» — и вышеназванные три этапа разделены, соответственно, «ритуальной смертью» (например, переход через реку Мертвых — Смородину) и «ритуальным воскрешением» (например, возвращением из-за реки).
Специально созданные физические и психологические обстоятельства заставляют молодого человека делать выбор между несколькими возможными вариантами. В качестве альтернативных вариантов поведения в зависимости от сути конкретной инициатической практики (определяемой не только возрастом и полом испытуемого, но его психофизиологическим статусом и моральной зрелостью) часто выступают действия, имеющие различную морально-нравственную характеристику. Иногда для успешного прохождения инициатических испытаний участнику надлежит совершить определенный ключевой поступок, о котором он не мог догадаться заранее и который, на первый взгляд, не является частью «сценария». Однако именно этот поступок будет критерием прохождения инициации. Особенностью большинства инициаций является то, что правильный выбор испытуемый должен сделать сам, явив примеры активного поведения в сложной жизненной ситуации и творческого подхода в решении проблем.
Примером комплексного испытания отрока на предмет зрелости его мировоззрения может служить, например, такой сценарий. В незнакомой (или малознакомой) лесистой местности испытуемому (после нескольких подготовительных «процедур», о которых он не догадывается) дается задание — например, ночью без фонаря пройти по лесной тропе (которую он видел в дневное время) и передать устное сообщение некому старцу, который будет его ждать в урочный час на условленном месте. Отрок, с трепетом и отвагой пробираясь по незнакомому ночному лесу, встречается с целой «подборкой» критических ситуаций (разумеется, контролируемых старшими), требующих от него проявления различных качеств — смелости, смекалки, решительности, рассудительности, великодушия и прочего. При этом он слышит крики неведомых зверей, ощущает чье-то таинственное присутствие и так далее. Однако решающим звеном испытания могут стать его ответы на вопросы незнакомого человека с посохом, к тусклому костру которого он «случайно» выходит на полпути к заветной цели — избушке «деда».
Если на вопрос незнакомца: «Кто ты?» он ответит: «Петька из села Нижние Верхушки», то пойдет дальше своей нелегкой дорогой. Но если он скажет что-нибудь вроде: «Я странник, вчера я был сыном Стыда и Страха, а теперь стал братом Лесу и Озеру», причем скажет это не наиграно, а в соответствии со своей внутренней сущностью, то получит от незнакомца заветный камешек, который будет хранить как память о пережитом. Испытуемый не знает, что именно этот Ключ-камень и даст знать «деду» в конечном пункте путешествия, что отрок прошел главное испытание.
Ключ-камень позволяет не только «чудесным образом» (т.е. без ведома самого отрока) передать в конечный пункт (или на очередной этап) информацию о результатах испытания, но также скрыть место и суть этого испытания. Молодой человек остается в неведении — кто и когда (на каком этапе) принял ключевое для него решение, и чем оно было обусловлено. Это особенно важно, если учесть, что ему или некоторым его товарищам, в случае неудачи, рано или поздно предстоит пройти «переэкзаменовку». Продуманная система Ключ-камней позволяет решать и более тонкие индивидуальные психологические задачи — от того, какой камешек получил испытуемый, могут зависеть и суть, и форма дальнейших «сценарных» действий, и характер индивидуальных бесед. Впрочем, вручение испытуемому Ключ-камня — это лишь один из многих приемов, накопленных Традицией (примеры подобного во множестве содержатся в народных сказках).
Весьма важно отметить, что сознание молодых людей, проходящих через «тернии» инициации, не уходит целиком в сторону мистики или магии, но также не остается полностью в бытовом, прагматическом русле. Молодой человек понимает и ощущает происходящее одновременно в двух планах — и как последовательность вполне обычных, обыденных действий, и как некую сакрализованную, целостную по своей сути картину. Он вполне отдает себе отчет в том, что встреченный им у ночного костра «незнакомец» — есть никто иной, как уже виденный им днем знакомый его старшего товарища-наставника, но… здесь, у ночного костра, он в то же самое время самый настоящий «незнакомец». Что испытуемый о нем знает? Где их пути еще раз пересекутся, да и пересекутся ли вообще? Разве можно использовать для фальши и лжи такую странную встречу, подаренную тебе судьбой? Тем более, если ты сам «странник», только что с реальной опасностью для жизни преодолевший тяжелые преграды.
Некоторая внешняя театральность действа, его сценарная заданность начинает восприниматься как визуализация более тонких взаимосвязей обычных вещей. Исходный сценарий начинает восприниматься всего лишь как «пусковой механизм», как некая информационная матрица, необходимая для проявления иного (более «тонкого») плана бытия, для активизации мира древних архетипов, тщательно сохраняемых и оберегаемых нашим подсознанием. Молодые люди начинают совершать поступки, достойные героев эпоса, начинают смотреть на мир другими глазами, начинают мыслить иными категориями. Молодой человек начинает чувствовать в себе новые, незнакомые ему ранее мотивы для своих поступков. Он вдруг начинает осознавать, что его собственные, уже не предначертанные сценарием мотивировки поступков, совпадают с внутренней логикой этого сценария.
И если на этапе подготовки к инициации, а иногда и в ее начале, в сознании юноши еще присутствует некоторый элемент иронии по отношению к происходящему, то к моменту основного испытания всякая ирония сменяется захватывающим ощущением сопричастности к какому-то грандиозному мистическому действу. У инициируемого возникает иллюзия нахождения в каком-то параллельном или виртуальном мире. Но особенность и отличие этого виртуального мира от миров техногенных, компьютерных — заключается в том, что он «соткан» из совершенно реальных, знакомых с детства предметов, образов. Этот «виртуально-реальный» мир древних архетипов не является — в отличие от «виртуально-компьютерного» — альтернативой реальному миру, но является его непосредственным продолжением, углублением и развитием. Этот мир по своей полноте становится более реальным, чем настоящий, обыденный, ибо дает молодому человеку новое углубленное осмысление бытия.
В практическом плане весьма хорошие результаты дает совмещение современной инициатической практики, с одной стороны, с элементами военно-патриотического воспитания молодежи (с сезонными выездами в «военно-спортивные» или «спортивно-оздоровительные» палаточные лагеря), а с другой — с изучением и практическим освоением народных ремесел, фольклорных традиций, краеведением (с организацией слетов, фольклорных фестивалей, проведением народных праздников и обрядов). В качестве «красной нити», на которой выстраивается вся формальная и организационная сторона дела, может весьма успешно выступать, например, тема экологии и защиты окружающей среды, понимаемая в более широком смысле — как «экология культуры». При постановке дела на серьезную научную и методическую основу, а также при поддержке заинтересованных общественных и государственных институтов, реально выйти на создание всероссийской сети молодежных клубов, сопоставимой по охвату молодежи с РОСТО, но гораздо более эффективной.
Традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приемов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Но даже на этих примерах видно, что потенциал Традиции в вопросах воспитания подрастающего поколения огромен и будет очень неверно обходить его стороной. Современная практика применения традиционных методик при работе с молодежью убедительно доказывает возможность и целесообразность их реконструкции и адаптации к современным условиям.
Нужно научиться четко видеть, выявлять и изучать традиционные механизмы и направлять их, если можно так выразиться, «в мирное русло» — на позитивное общекультурное воспитание молодежи, на формирование у молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, положительных социокультурных ориентиров, основанных на традиционном мировоззрении, а не на искусственных, полностью оторванных от национально-культурной почвы образцах западной массовой поп-культуры, которая, как правило, не несет ничего, кроме падения нравов и крушения веками существовавшей системы ценностей. Возрождение общества на базе Традиции, на наш взгляд, — есть реальный выход из создавшегося положения.
Список использованной литературы:
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.
2. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. — СПб., 1994.
3. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки / Под ред. В.Н. Басилова. — М., 1986.
4. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. — Новосибирск, 1988.
5. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифических представлениях. — М., 1986.
6. Ефимова Е.С. Поэтика страшного в народной культуре: мифологические истоки. — М., 1997.
7. Историко-археологическое изучение Древней Руси: итоги и основные проблемы / Славяно-русские древности. Под ред. И.В. Дубова. — Л., 1988. — Вып. 1.
8. Итс Р.Ф. Шепот Земли и молчание Неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. — М., 1990.
9. Кураев А. Оккультизм в православии. — М., 1998.
10. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. — Смоленск, 1995.
11. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. — М., 1995.
12. Мистицизм и аналитическая психология К.Г. Юнга: Аналитический обзор / Кризис современной религии и мистицизм: Рефер. сб. под общ. ред. Гапочки М.П., Гараджи В.И. — М., 1985.
13. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. — Новосибирск, 1990.
14. Носова Г.А. Язычество в православии. — М., 1975.
15. Платов А.В. Фундаментальные ценности язычества и кризис современного мира / Мифы и магия индоевропейцев. — М., 2000. — Вып. 9.
16. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. — Л., 1989.
17. Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. — СПб., 1997.
18. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX в. — М., 1979.
19. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. — Л., 1971.
20. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990.
21. Традиция / Сборник статей под ред. И.Черкасова. — М., 1999.
22. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Пер. с англ. — М., 1998.
23. Церковно-народный месяцеслов И.П. Калинского / Послесловие В.П. Аникина. — М., 1990.
24. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М., 1997.
25. Шервуд Е.А. Ведьмы, оборотни и другие. — М., 1996.
26. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий / Пер. с англ., под ред. Зеленского В.В. — СПб., 1994.
27. Юнг К.Г. Человек и его символы / Под общ. ред. Сиренко С.Н. — М., 1998.