Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Домовой

d0b4d0bed0bcd0bed0b2d0bed0b9lДомовой — По общим понятиям, домовой представляет дух безкрылый, безтелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждомъ семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет, иногда даже показывается, кому ни будь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвостъ, даетъ ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричитъ, топает и пр. Тому, кого любит, завиваетъ волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящаго и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичек боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переъзде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из стараго дома, с хлъбом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают въ землю череп, или голову козла.