АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
Наталья Гусева
АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
Спросим себя: в какие глубины времен уходит наша история? «Наша» и в смысле определения всех народов, говорящих на языках индоевропейской семьи, и в смысле конкретного применения этого термина к славянам — самого крупного массива в среде этих народов.
Мы живем сейчас в так называемом периоде голоцена, который начался после ухода последнего ледника (XIII тысячелетие до н.э.). Людей, которые тогда бродили по землям, свободным ото льда, покрывавшего ранее значительную часть Западной и Восточной Европы, история относит к периоду древнего каменного века. Ледник медленно отползал к северу, оставлял за собой богато обводненные пастбища, по которым за ним следовали травоядные животные, а за ними — охотники. Основой социальной структуры общества тогда были небольшие семейные и, возможно, складывавшиеся семейно-родовые группы людей. Придя на север, эти малочисленные группы или постепенно оседали или продолжали бродить в поисках добычи.
Взаимные древнейшие контакты этих мелких групп приводили к нарастанию процесса взаимного познания, и соответственно к выработке слов, понятных для двух или более групп. Не исключено, что развивались и родственные отношения между некоторыми из них. Складывались древнейшие исходные формы тех языков, которые развились впоследствии в индоевропейскую семью. Речь, слово, магия речи, взаимопроникновение речевых форм — все это восходит в основном своем словарном запасе именно к долгому периоду соседства далеких предков этих народов на приполярных землях. К такой схеме приходят многие историки и лингвисты, придерживающиеся так называемой полярной или арктической теории.
В условиях потеплевшего климата на Крайнем Севере стали складываться первые объединения разрозненных групп людей, начали образовываться первоплемена: далекие предки тех народов, которые восприняли генетически их расовый тип, именуемый европеоидным (но ни в коем случае не «арийским»!) и сохранили многие древние формы их языков.
Остановимся на упомянутой арктической теории. Она начала прокладывать свой путь в науку в XIX веке. Первым крупным трудом о дальнем Севере явилась книга американского исследователя Уоррена «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе» (последнее из десяти ее переизданий вышло в 1893 году).
В том же веке многие русские ученые стали выявлять элементы сходства не только между западноевропейскими языками, но и славянскими, а также со словами древнеиндийского санскрита — языка, на котором древними арьями были созданы Веды, собрания гимнов, книги священных знаний. Последняя из них, Ригведа была завершена в Индии, но неизвестно, где создавалась главная масса ее текста. При проводимых сопоставлениях слов выяснилось, что наибольшее число совпадений и сближений приходится на санскрит и славянские языки [1]. В науке сформировалось понятие индоевропейских языков — обширнейшей группы, имеющей общий корень.
Известный санскритолог Индии Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) призвал к необходимости заняться глубокими исследованиями памятников древнеиндийской литературы и указал на возможную, а точнее вероятную связь предков арьев с Арктическим регионом. Его книга «Арктическая родина в Ведах» впервые вышла в 1903 г. и неоднократно переиздавалась. Она переведена на многие языки, но, к сожалению, кроме русского, хотя славянам-то как раз и следовало бы знать этот труд, поэтому я предлагаю конспекты тех отрывков из книги Тилака, которые связаны с Арктикой.
Бал Гангадхар Тилак
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
Перевод с английского
Предисловие
Некоторые ученые уже объявили о своем убеждении, что изначальную область сложения человечества нужно усматривать в Арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского университета, опередил в известной степени мой труд, издав свою призывающую к размышлению книгу «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе»… Я делаю лишь один шаг дальше и показываю, что его теория в той мере, в какой она касается выявления родины изначальных арьев, полностью подтверждается традициями Вед и Авесты, и — что еще более важно — последние выводы геологов не только согласуются с описанным в Авесте разрушением арийского рая, но дают нам возможность отнести его существование ко времени, предшествующему последнему периоду оледенения.
…Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии — их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием «неодолимого импульса», а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона.
В древнейших книгах арийской расы — в Ведах и Авесте содержится достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев лежала где-то около Северного полюса…
Обращаясь к традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам, а потому вполне возможно, что в этих древних книгах мы можем найти следы изначальной приполярной родины арьев, и указания на то, что они жили в самые давние времена в пределах Полярного круга…
Было принято говорить о приполярных областях как о землях, где время света и тьмы тянется по 6 месяцев… Но мы должны видеть различие между самим полюсом и Приполярьем, которое лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и сезонов, в разных точках Приполярья не может быть и не бывает такой же, как в точке полюса.
Характеристики приполярных областей
1. Солнце всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя.
2. Значительное число звезд, всегда над горизонтом и всегда видимы. Другие звезды восходят и заходят, как в среднеклиматической зоне, и вращаются по более наклонным кругам.
3. Год состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во время зимнего солнцестояния длится до 6 месяцев (длительность ночи зависит от широты, на которой находится наблюдатель); б) во время летнего солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и ночей.
4. Рассвет после полярной ночи длится ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от точки наблюдения)… В дни восходов и заходов солнце то появляется, то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток.
Нами здесь описаны главные пункты различных характеристик полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше нигде на земном шаре… Какие же из упомянутых характеристик мы встречаем в священных книгах?
Ошибочно считается, что все традиции, мифы и божества, упоминаемые в Ригведе, относятся к какому-то конкретному периоду… Ригведа — это книга, в которой старые данные о разных периодах настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом порядке…
Так, например, по большинству текстов Ригведы мы знаем бога Индру как бога грома и молнии, главного среди богов. Однако, в Ригведе (Х, 89, 2, 4) мы встречаем более архаичное указание на то, что бог Индра «поддерживает небо и землю, как колеса повозки поддерживаются осью»… и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки»… Если мы объединим эти два указания получится, что небо поддерживается шестом (осью) и движется, как колесо. Описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе…
В Ригведе (1, 24, 10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что соответствует положению, видимому только в циркумполярной области…
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе…
В Авесте (Вендидад, фаргард II), в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: «Что они считают днем, то есть год».
И здесь же Ахура Мазда говорит: «…Там звезды, месяц и солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем»…
Зори
Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз… В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику…
В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как она медлит на горизонте [3].
Говорится также, что она в давние дни была «наиболее длительной»…
О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут все вместе… Это никак не может относиться к 360 ежедневным зорям в году… Таким образом, мы должны прийти к выводу, что в Ригведе явно говорится о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением солнца…
Пять сестер-зорь, говорится в «Тайттирийя-Самхите», имеют по пять сестер, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30. И описывается, как эти 30 сестер ходят по кругу… А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание, что, хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются единой зарей…
По строкам памятников ясно видно, что зорь много, и они гармонично сочетаются, составляя непрерывную и нераздельную группу…
Надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные… т.е. речь идет не о самой точке полюса, а о землях южнее…
Долгий день и долгая ночь
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии в году должен быть и долгий день…
Многие строфы Ригведы повторяют о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами…
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.). …И не только люди, но и боги жили в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (Х, 124, 1; II, 2, 2)…
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь…
Значит, ночи, которых боялись ведические барды в древности, были не просто зимними ночами. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета…
В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что «он создал себе золотое качание солнца, как качели». Это говорит о непрерывно видимом кружении солнца на небесах. И этой там же повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце, подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые сутки…
Семь и десять месяцев
Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?… Характеристики климата арктической зоны и зоны умеренного климата столь не совпадают, что наши предки ведического периода, продвигавшиеся оттуда к югу в силу наступающего похолодания, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест… Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря или, по крайней мере, древних традиций в той или иной форме, особенно в том, что связано с обрядом жертвоприношений…
Выявим в ведической литературе точные указания на длительность ежегодных жертвоприносительных церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и реалистичны. Известно, что жертвоприношения — это древнейший институт, обнаруживаемый у народов азиатской и европейской ветвей арийской расы… детали проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с обычаем и традициями… и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на «практику, известную с незапамятных времен».
На различных широтах Приполярья длительность периодов света и мрака в разные времена года разнится… Примерно на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше к югу, оно светит и по 8, 9, и 10 месяцев… Эти месяцы были периодами активного проведения жертвоприносительных церемоний…
Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (I, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то и второе — тоже…
В Ригведе описывается две категории жрецов-ангирасов — «навагва» и «дашагва» (Х, 62, 5 и 6)… Считается, что навагва служили в течение 9 месяцев света («нава» — девять), а дашагва — 10 («даша» — десять).
Почему их служебные функции завершались в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?.. Описанные в Ведах подвиги бога Индры, а также роль навагвов и дашагвов четко связаны с фактом ежегодного высвобождения солнца и «коров» утра из темного плена, куда их заключил Вала. Этот взгляд поддерживается словами «Индра разыскал солнце, сокрытое во мраке»… Мы видим также, что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и дашагвы поддерживали его пением гимнов… которые должны были завершиться до начала новой битвы… т. е. в течение 10 месяцев света… После двух месяцев мрака жрецы снова начинали их петь…
Есть указания, что служба могла длиться и 7 месяцев (Ригведа, Х, 47, 6)… Навагвов и дашагвов называют «проводящими обряды в сроки различной длительности», т.е. срок, в течение которого они пели гимны, соответствовал длительности светового года в конкретной местности, на конкретной широте.
Позднее эти же церемонии стали длиться … и по 12 месяцев, когда ведические арьи пришли на юг, в те места, где прежние формы богослужений стали неисполнимыми и приняли альтернативную форму…
В Авесте и у других арийских рас выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и уже довольно поздно был заменен сроком в 12 месяцев…
И эту традицию нельзя просто игнорировать: ведь сохраняется название «десятый» для последнего месяца календаря — «децембер», 10-й.. Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода, когда предки индоевропейцев жили вместе в циркумполярной области. Эти два «лишних» месяца были временем долгой ночи… Переселившиеся на юг люди просто их добавили к прежнему году…
Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это было его единственное исчисление. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь поддерживает такое заключение…
Какого бы взгляда мы не придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине в пределах Арктического круга является фактом…
Мифы и Арктическая теория
Считают, что ведические боги были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или молнии, рассекающей грозовые тучи [4].
Но надо сказать, что, несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные легенды ведических текстов остаются не объясненными… Некоторые из них могут быть удовлетворительно разъяснены только в свете арктической теории…
Известно, что четыре основных момента были успешными достижениями (Индры в борьбе с Вритрой):
— освобождение вод,
— освобождение коров,
— восстановление зари,
— появление солнца.
«Теория гроз» объясняет два первых момента, а «теория зари» — два последних… Из этих двух теорий древние последователи школы Нирукта придерживались той, которая связана лишь с освобождением вод и была ближе к восприятию Индры только как бога-громовника. …Этот же взгляд приняли ученые Запада, и он сейчас доминирует в науке. Но он настолько неадекватен Ведам, что при зарождении другой теории, которая сможет объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все без колебаний откажутся от «теории грозы» в пользу новой.
По моему мнению, ошибочно полагать, что битва между Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами света и мрака, следы чего обнаруживаются и в «Айтарейя Брахмане» — там лишь Индра, один из всех богов, описывается как взявший на себя долг изгнания асуров из мрака ночи. О том, что Индра — бог света, говорится и во многих строках Ригведы: он нашел свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16, 4), создал зарю и солнце (II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), озарил мрак зарей и солнцем (I, 62, 5). Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6) и взойти на небо (I, 7, 3), т.е. проложил путь солнцу (Х, 111, 3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39, 5)…
При таких условиях необходимо понять и объяснить и природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах… Ошибка многих исследователей состоит в том, что они подразумевают под водами исключительно дождевые воды. На самом же деле все сложнее.
В Ригведе много раз встречается понятие «апа», обозначающее небесные, или эфирные воды: они следуют по путям богов и являются вблизи солнца (I, 23, 17-18). В (VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные и текущие по земным руслам, т.е. четко указывается на разницу между ними… Именно воды способствовали движению небесных тел… И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы — солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир погрузится во тьму.
Теперь мы можем понять суть преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своем скрытном убежище на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их течение в верхний мир, и победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и придание им возможности снова двигаться вверх.
Победе Индры приписывался четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с собой зарю, солнце, луну и коров — дни и утренние лучи…
Поймем, поразмыслив, что все моменты легенды о космической циркуляции вод нельзя сочетать лишь с ежедневным появлением и уходом солнца. В Ригведе (Х, 62, 2) сказано, что жрецы, помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце года, т.е. битва была ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра убил водного демона Арбуду льдом, а не своей громовой ваджрой, как это ему свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры называются «осенними», а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идет и в Авесте).
Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним, как этого недостаточно для удовлетворительного понимания некоторых моментов, а именно тех, что говорят о подвигах Ашвинов — богов-врачей. Подвиги этих близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы…
В памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают с зарей… Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца описываются как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157, 1; VII, 72, 4) или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда «тьма еще таится меж красных коров» (Х, 61, 4)… Мы не можем игнорировать факт, что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра…
Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) — так говорится о них во многих гимнах…
Я не могу согласиться с тем, что все это можно объяснить «теорией весны», протекающей в южных широтах… Солнце, конечно, «слабеет» за зиму, но все же его «слепота» особенно означает глубокий мрак… а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются… не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи. «Теория весны» не может объяснить факт длительных страданий разных «пациентов» Ашвинов, если рассматривать весну, происходящую в южных широтах…
Важно учесть и места, где страдали спасенные Ашвинами… Это воды, лишенные света лучей солнца (I, 182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) — это все относится к нижнему миру…
Надо подчеркнуть, что в Ригведе утренние созвездия — Ашвины спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них говорится, что они имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может двигаться и по небу, и по воде (I, 30, 18; I, 46, 7)…
В Ригведе (I, 22, 17-18; I, 154, 2) изложена легенда о трех длинных шагах Вишну. По старой трактовке, эти три шага означали шаги по земле, по воздуху и по небу (есть и другие объяснения)… Его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)… Два других шага — видны… Я предполагаю, что эти три шага — периоды движения солнца. Первые два — от весны до середины лета (времени солнцестояния, высшего подъема солнца) и от середины лета до конца светлого времени года. Третий шаг Вишну делает за горизонтом зимой, когда солнца не видно вообще.
Не даром в Ригведе говорится, что борьба Индры с демоном Шамбарой (одним из аналогов Вритры) начиналась на 40-й день осени, или на 8-1 месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было видимо…
Арии и пять рас
В Ригведе часто встречается упоминание пяти человеческих рас (паньча джанах). Это могли быть те народы, которые жили вместе с арьями на общей Арктической прародине.
На вопрос, где и когда раса арьев отделилась от других рас, как и где развилась речь арьев, мы ответить не можем… Антропология не дает нам данных о том, когда, где и как человеческие расы разделились по цвету и языку. Более того, уже доказано, что на самом раннем этапе, которым датируются найденные останки человека, раса людей уже была разделена на несколько несходных типов… Конечно, арьи и их культура не могли сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и стоит предположить, что в это время они уже существовали как народ и воспринимали ближайших соседей как иные, отличные от себя народы.
Примечания
[1] С небольшими предварительными сводками сходных слов и словообразующих частиц читатель может ознакомиться, обратившись к сборнику: Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Там же впервые опубликован список рек русского Севера, названия которых переводятся или разъясняются через санскрит.
[2] В силу значительных трудностей, связанных с переводом книги Тилака и с полным ее изданием на русском языке, предлагаем читателю отрывки из большей части глав.
В данной публикации опущены части текста, посвященные подробному анализу терминов на ведическом санскрите, а также дискуссии автора с другими учеными по разъяснениям и уточнениям переводов и комментариев, связанных с публикациями Ригведы в Индии и в странах Запада. Книга Тилака содержит 13 глав и завершается общим индексом терминов, списком цитированных автором гимнов Вед и строф из памятников ведической литературы, а также из Авесты. Следует отметить, что употребляемое Тилаком в тексте определение «арийская раса» соответствует уровню современной ему науки, но не принято в наше время в научных исследованиях.
[3] Читатель может найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989) слова гимна 49 мандалы I о том, что заря Ушас загорается «со всех концов неба», а в гимне 113 — «она идет вслед за толпой минувший (зорь)», она «самая первая из многих… из этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за прежней». Это явное свидетельство длительного разгорания зари.
[4] Далее в тексте Тилак называет эти гипотезы «теорией зари» и «теорией грозы».