Тролль Гнёт Ель
Хэй, Троль! Собирайся на Йоль! Хватит гнуть ель, Время пить эль! Хороша страна Норвегия: Есть там каменные стены фьордов, о которые разбиваются солёные волны северного морд. Есть бурлящие горные реки с кристальной ледяной водой. И есть дремучие еловые леса, населённые разной нечистью, волчьими всадницами-ведьмами и озорными троллями. И есть музыка, та самая, что заставляет трепетать сердце каждого, кто чувствует свою принадлежность к великой Северной Традиции. Мелодии протяжные и неторопливые, как долгая полярная ночь, нарушаемая лишь всполохами северного сияния. И отчаянно удалые развесёлые пляски, когда усидеть на лавке невозможно и ноги сами идут в пляс, когда пиво льётся рекой в ненасытные глотки и на потемневшие доски стола, а музыканты стараются, не жалея сил, и можно ущипнуть за круглую задницу красотку Брюнхильд и получить от нее в ответ звонкую оплеуху. А сосед слева уже храпит и только ворчит, если дёрнуть его за заплетённую в косичку бороду.
Вот такую музыку и играют музыканты из коллектива под названием «Тролль Гнёт Ель». Появившись в начале 2002 года, они буквально распугали любителей «эльфппских поплясулек на лунных лужайках», принеся на питерскую фолк-сцену настоящий викингский задор, помноженный на рок-н-ролльный угар. Началось всё с того, что в августе 2001 года Константин «Тролль» Румянцев (нынешний вокалист и гитарист ТГЕ) оставил питерскую Viking-metal группу NOMANS LAND, незадолго до записи их альбома на лейбле «ФОНО». Его единомышленницей и творческим партнёром стала Мария «Джетра» Леонова (вокал, свирель-вистл), вышедшая из питерской фолк-тусовки. Потом к ним присоединились Борис Сенькин (бас) и Сергей Воеводин (ударные), так же пришедшие из NOMANS LAND. И последней в славную «троллиную» кампанию вошла Анна Фомина (скрипка), случилось это весной 2002 года. Вот в таком сложившемся составе началась череда выступлений на клубных площадках Питера, принёсшая «троллям» немалое количество верных почитателей, не пропускающих ни одного их концерта. Всё потому, что до недавних пор послушать «Тролль Гнёт Ель» можно было только вживую. Но об этом позже.
Да и как пропустить, если побывав на одном их концерте, сразу же начинаешь искать информацию о следующем! И не будет преувеличением, если сказать, что на нынешней фолк-сцене в этом жанре рядом с «Тролль Гнёт Ель» поставить просто некого! Лепреконов да бэнши, пляшущих джиги да рилы под зелёным знаменем Эрина — пруд пруди в обеих столицах! А вот чтобы повеяло настоящим нордическим холодком, но не заморозило, а наооорот, встряхнуло и разогрело, словно глоток на морозе доброго эля с привкусом еловой хвои — такого до сих пор не было. А как хотелось! По традиции, для пущего эффекта, принято сравнивать с забугорными аналогами: «наши те-то, наши эти-то». Но даже здесь нет чёткого ответа! FINNTROLL? OTYG? Но там, всё таки, в большей степени присутствует «металл». GARMARNA? HEDNINGARNA? Здесь, наоборот, больший упор на фолковую основу. И только у «Тролль Гнёт Ель» оба начала находятся в идеальном равновесии, отлично дополняя и поддерживая друг друта.
Сами музыканты называют свой стиль «пивной фолк» (именно так и подписывают своё название на каждой афише). Точнее и не скажешь. Основа творчества «Тролль Гнёт Ель» — это скандинавские фольклорные мелодии, мастерски приправленные и стилизованные под нынешние hard-госк’овые риффы. Удивить кого-либо подобными «экспериментами» сейчас сложно, но удивляться и не надо — надо радоваться, когда из десятков попыток получается одна настолько по настоящему стоящая вещь. Тексты заслуживают отдельного упоминания. Они на русском (хотя есть одна вещь на древнеисландском, забытом языке викингов). Но стилистически они точно повторяют содержание народных. В отличии от канонов Viking-Metal, где просто неприлично петь о чём-либо другом, кроме скрипа просмолённых палуб драккаров, звона мечей и Сумерков Богов, где устами каждого вокалиста говорит Один, а под каждым комбиком прячется Локи, в песнях «ТГЕ» поётся о том, о чём всегда пелось в «длинных домах» и тавернах по всей Старой Европе. О парне Браги, по пьяни заблудившемся в трёх соснах, о красотке Брюнхильд, ругающей своего непутёвого мужа, о пивоваре, увлёкшемся снятием пробы. А ещё о тролле, собравшемся на Йоль, oб Oгe-булочнике, о «сельдяном короле» и об алебарде «Гутен Таг». И, конечно, о пиве! Фолк-то, пивной. Пиво на концерте «Тролль Гнёт Ель» должно литься рекой. А заводные, чумовые плясовые мелодии всегда ставят на уши любую аудиторию: и студентов на клубном концерте, и суровых бородатых дядек-байкеров на открытии мото-сезона. Скрипка, вистл, зычный рык вокалиста: «Хэй! Хэй! Йо-хо-хэй!» — и вот уже не разрисованные стены клуба вокруг, а рубленные потемневшие сосновые брёвна с клочьями мха. И пляшут на них тени от пламени очага, где капает жир с бараньей туши, шипя и вспыхивая синими огоньками. И топот ног по земляному полу, и нестройный хор и вопли, и глухой стук рогов и деревянных кружек. И пиво льётся по бороде, вытирать его нужно меховым рукавом, и девки всё краше, да вот беда, маленькие зелёные тролльчики так и снуют, чтоб их! То пиво опрокинут, то лавку из под зада уберут.
Есть у «ТГЕ» и другие вещи. Настоящие северные баллады, протяжные п печальные, как гортанный крик ворона да вершинами елей сырым ноябрьским днём, как конец осени. Так и называется одна из них и свирель Джетры плачет в ней, как стылый осенний ветер в голых ветвях. Тролли тоже грустят, сидя на поросшем поганками замшелом пеньке под тяжёлой еловой лапой и глядят, как серые тучи над фьордом несут зимние шторма.
И пусть некоторые упёртые сторонники «исторической достоверности» гундят: «историчностъ 6у-6у-6у аутентичность». Баллада на стихи древнеисландской поэмы — лёгкий реверанс в их сторону. Кстати, некоторые участники «ТГЕ» сами состоят в военно-историческом клубе и занимаются реконструкцией скандинавской традиции эпохи викингов. Традиция жива, когда она не только хранится, но и развивается. И если самый разный народ вновь и вновь приходит на концерты и пляшет до упаду под песни «троллей», значит дух великой северной культуры здесь, он жив и никуда не делся. Независимо от того, на чём песня сыграна и на каком языке спета.
Не так давно произошло знаменательное событие — «Тролль Гнёт Ель», наконец-то, записали свой первый альоом. 27 февраля в питерском клуое Орландина» состоялась его презентация.