Славянская мифология — авторский проект Станислава Свиридова

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ» СЕРГЕЙ СКРИПИН ЗНАЕТ, ГДЕ В БИЙСКЕ КЛАДЫ ЛЕЖАТ (статья)

Сергей Скрипин неделю назад пошел погулять по берегу реки Бия. Увидел, что из воды торчит какое-то кольцо. Когда подошел ближе — понял, что у берега лежит огромный якорь. Сергей его вытащил и привез домой — таких находок у него целый музей…

Бийский антиквар знает в городе каждый чердак. Старинные вещи — это его жизнь. С улицы дом Сергея Скрипина ничем не отличается от других — деревянный, с большим забором, но когда попадаешь внутрь, кажется, что время здесь остановилось.

В доме нет ни одной новой вещи. От посуды до мебели — все музейные экспонаты. Даже телевизор и тот ламповый — «Горизонт», а утюг — угольный. Вместо радио — патефон, и пластинки начала века. На полу — тканные вручную половики — такие Сергей собирает у старых бабушек, говорит, по ним ходить приятнее. В углу спальни стоит старинное кресло-качалка — очень красивое, плетенное из ореха. Сергей рассказывает, что в этом кресле невозможно уснуть -хочется думать о чем-то вечном, серьезном…

— Сергей, а что такое антиквариат?

— Официально антикварной считается вещь, которой больше 50 лет. Но это не значит, что через полвека все можно тащить в музей. Антиквариат всегда связан с какой-то легендой. Обычный старый стол, за которым сидела ваша бабушка, может хранить неведомые тайны. А мне нравится разгадывать эти тайны.

— А как вы стали антикваром?

— Не знаю. Это началось с детства: сначала я просто собирал старинные семейные вещи — фотографии, книги, ложечки… Потом я понял, что вещи — это не совсем то, что мы о них думаем. Вещи, как и наше сознание, хранят память о события о людях. И мне захотелось найти какую-нибудь очень древнюю вещь. Так я начал создавать коллекции. Сам поиск антиквариата — это приключение. А ведь каждый мальчишка мечтает стать кладоискателем.

— Знать бы только, где найти эти клады…

— Да кладов как раз хоть отбавляй. Мы, можно сказать, по золоту ходим, просто не догадываемся. Это такая сущность человека — создавать тайники. Время меняется, а люди, как тысячу лет назад, так и сейчас, прячут клады. Вот, например, в Бийске чуть ли не под каждым углом старого дома можно найти по серебряной либо по золотой монете.

— Секундочку, вот здесь поподробнее, записываю….

— (Смеется). Бийск — это маленький остров сокровищ. Раньше это был богатый город. Здесь даже крестьяне были состоятельными. Известно, что лапти, например, никто не носил — мужики ходили в сапогах. Когда строился дом, то на счастье рядом всегда закапывали золотую или серебряную монету. Так что, если знающий человек захочет, можно с шапкой идти и собирать деньги…

Из достоверных источников я знаю, например, где в Бийске зарыто несколько ценных, действительно ценных кладов. Но это уж лично моя тайна.

— А золото Колчака, оно-то существует?

— Некоторые исследователи говорят, что его вообще нет. Но у меня есть кое-какие догадки по этому вопросу. Не в моих интересах говорить точно, но это золото хранит несколько легенд… И, возможно, я его найду. Вообще, в Алтайском крае можно создавать свою карту сокровищ. На Алтае хранится очень много оружия. По некоторым данным, в пещерах спрятано оружия — на мировую войну хватит… А еще есть легенда, что в двадцатых годах через Бийск провозили громадный обоз с золотом. Этот обоз спрятан где-то в Бийске…

— Получается, клад можно найти где угодно?

— Конечно! Я вот иду огород копать — беру с собой ведерко и все металлическое собираю. Вот на днях нашел две старинные монетки — мелочь, а приятно…

— Интересно, а где люди вообще создают тайники?

— В старых домах — это, как правило, чердаки, часто прячут за печкой, в трубе. Деньги многие закапывают в погребах. Вот в Бийске недавно один дед у себя в погребе нашел серебряный сервиз редкой работы. Хотел погреб расширить, а выкопал сундук с кладом. Вообще с тайниками всегда смешные истории получаются. Например, я знаю, где зарыт клад в одном бийском доме. Мои хорошие знакомые — тоже антиквары — пришли к хозяину этого участка и говорят: «Давай пополам». Он их выслушал и грубо так говорит: да вы, мужики, сумасшедшие, буду я еще ерундой заниматься… А через неделю узнаем: мужик весь свой участок изборонил, все грядки изрыл, соседи со смеху давятся…

— Нашел?

— До сих пор траншеи копает… Работа у нас веселая. Однажды я на чердаке нашел очень забавный экспонат. И весь такой воодушевленный бегу к своему знакомому — счастьем поделиться -он тоже антиквар. А люди на меня с ужасом смотрят, бабушки на лавочках крестятся. Но я внимания не обращаю. И вот подхожу к дому, жена приятеля открывает дверь и говорит: «Сереженька, миленький, это ты, что ли?..»

Я на себя в зеркало гляжу — весь в саже, в паутине, в волосах перья… Ну вылитое привидение, а я в таком виде по улице бежал…

— Привидения на чердаках водятся?

— (Загадочно улыбается). А зачем мне с ними встречаться, мне же вещи интересны. Вообще в нашем деле без мистики нельзя. Ведь каждая вещь укутана тайной… Как-то я попал на один старый чердак. Сижу перебираю бумаги, и вдруг нога окаменела, я пытаюсь ее на пол опустить, но не могу… Потом под ноги смотрю, а на полу — старинная икона 17 века. Мне реставраторы рассказали, что она просто чудом уцелела. Самые интересные вещи находишь случайно… Или они тебя находят… Не думаешь-не гадаешь, а тут раз — и экспонат, любой музей мира о нем мечтает.

— Сергей, а у вас есть заветная мечта?

— Да, купить металлоискатель! Вот тогда я столько кладов откопаю…

 

Наталья СОХАРЕВА, А.